Государственная региональная политика в сфере организации и регулирования сырьевых технологических цепочек с российским участием: методологический аспект

STATE REGIONAL POLICY IN ORGANIZATION AND REGULATION OF RAW MATERIAL PROCESSING CHAINS WITH RUSSIAN PARTICIPATION: METHODOLOGICAL ASPECT



В.Е. Рохчин
В.С. Гарькина
Vladimir Rokhchin
Victoria Garkina
rohchin@mail.ru
vesta1990@mail.ru
профессор кафедры экономики и управления предприятиями ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры экономики и управления предприятиями ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
professor of the Department of Economics and Enterprise Management of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
candidate for PhD at the Department of Economics and Enterprise Management of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государственная региональная политика
  • государственное регулирование экономического развития
  • организация и регулирование деятельности сырьевых технологических цепочек с российским участием
  • российские сырьевые ресурсы
  • Keywords:

  • state regional policy
  • Russian raw materials
  • organization and regulation of raw-material processing chains with Russian participation
  • state regulation of economic development
  • В настоящее время деятельность сложившихся транснациональных технологических цепочек с российским участием основывается на добыче отечественных минерально-сырьевых ресурсов. В складывающейся ситуации Россия представляет непосредственный интерес для иностранных партнеров, которые стараются в полной мере реализовать свои экономические интересы, однако при этом российские национальные интересы, к сожалению, не учитываются.
    Отсутствие системного подхода к государственному регулированию рассматриваемого вида технологических цепочек приводит к объективной необходимости решения проблемы соблюдения субъектами хозяйствования народнохозяйственного интереса транснациональных технологических цепочек с участием российских ресурсодобывающих предприятий посредством целенаправленного государственного регулирования.
    В статье показана объективная необходимость в создании государственной региональной политики в сфере организации и регулирования деятельности сырьевых технологических цепочек с российским участием, а также рассмотрен методологический аспект разработки и реализации рассматриваемой политики.

    At present the activity of established transnational processing chains with Russian participation is based on the mining of domestic mineral resources. Under current conditions Russia is particularly appealing for foreign partners trying to pursue their own economic interests unfortunately neglecting the national interests of Russia.
    No system approach to the state regulation of the processing chains in question results in the need to solve the problem of economic entities to pursue the economic interests of transnational processing chains with Russian participation by targeted state regulation.
    We demonstrate the need to develop state regional policy in the sphere of organization and regulation of raw material processing chains with Russian participation and look at the methodological aspect of creating and implementing the policy in question.

    Обзор статьи

    В настоящее время влияние структур государственного регулирования на сферу переработки российских сырьевых ресурсов представляется недостаточным. Деятельность транснациональных технологических цепочек, проходящих по территории ряда субъектов РФ, практически никак не направляется региональными администрациями, экономические интересы которых зачастую состоят в конкурентной борьбе с другими регионами за федеральные бюджетные трансферты, но не за повышение эффективности деятельности таких хозяйственных структур с народнохозяйственных позиций. В свою очередь, федеральный центр сосредоточен на решении проблем преимущественно общенационального значения; руководство же федеральных округов РФ действует в соответствии с правовым полем, определенным известными указами Президента РФ [3], обеспечивая в основном решение экономических проблем, связанных с развитием интеграционных процессов межрегионального уровня.
    В результате, решение проблем использования российских сырьевых ресурсов осуществляется в интересах хозяйствующих субъектов, составляющих технологическую цепочку, а не с народнохозяйственных позиций. Государство, в свою очередь, занимает позицию невмешательства и фактически консервирует создавшееся положение, что в полной мере согласуется с проводимой экономическим блоком российского правительства неолиберальной экономической политикой [6; 7]. Такая экономическая политика предполагает решение острейших проблем социально ориентированного экономического развития страны, ее регионов преимущественно с помощью рыночных механизмов, что приводит к ослаблению системы государственного регулирования использования добываемых сырьевых ресурсов.
    В результате складывается ситуация, когда страна имеет существенные экономические и социальные ущербы [10], обусловленные отсутствием глубокой переработки российских сырьевых ресурсов на территории страны. Такие ущербы существенно снижают народнохозяйственную эффективность, таким образом, актуализируется проблема повышения народнохозяйственной эффективности сырьевых транснациональных технологических цепочек с участием российских добывающих предприятий, решение которой связано с усилением их целенаправленного государственного регулирования.
    Как известно, ведущим инструментом государственного регулирования развития экономики является проводимая экономическая политика. Среди множества определений сущности государственной экономической политики наиболее конструктивным, на наш взгляд, с позиции предмета нашего исследования, является определение ее как «…системы намерений и действий, реализующих интересы государства» [5] в той или иной сфере жизнедеятельности.
    Государственная политика в сфере добычи и переработки энерго-сырьевых ресурсов является составляющей национальной экономической политики, в рамках которой можно выделить следующие виды политики: во-первых, общенациональную экономическую политику; во-вторых, на уровне федеральных округов РФ может реализовываться окружной срез общенациональной экономической политики и собственно окружная экономическая политика; в-третьих, на уровне субъектов РФ могут быть реализованы региональные срезы общенациональной и окружной политики, а также собственно региональная экономическая политика.
    Рассмотрим теперь вопросы объекта и субъекта государственной окружной экономической политики в рассматриваемой сфере. Объект политики очевиден – это процессы переработки российских арктических энергоресурсов. Что касается субъекта политики, то он носит достаточно сложный многоуровневый характер, что связано с характером непосредственно субъекта государственной региональной экономической политики. Представляется, что логично было бы предложить в качестве ядра субъекта государственной региональной экономической политики окружные структуры, осуществляющие регулирование экономического развития в пределах Северо-Западного макрорегиона.
    Следует отметить, что наряду с отмеченным ядром в состав субъекта входят еще субъекты влияния, имеющие свои экономические интересы в рассматриваемой сфере. К ним относятся, например, регионы-субъекты РФ в пределах федерального округа, участвующие в решении задач добычи, трансферта, переработки добываемых энергоресурсов на части российской Арктической зоны, крупные российские предприятия, которые имеют собственные экономические интересы, а также управленческие и хозяйствующие субъекты вне пределов макрорегиона, в том числе различного рода зарубежные структуры, также преследующие свои экономические интересы, отличные от народнохозяйственных.
    По-нашему мнению, структуры, осуществляющие государственное регулирование экономического развития, целесообразно создавать во всех федеральных округах, предоставив им статус окружных территориальных управлений экономического развития Минэкономразвития РФ, возглавляемых руководителями в статусе заместителя Федерального Министра. Тем самым устраняется управленческое несоответствие, когда министры, осуществляющие руководство развитием экономики в пределах макрорегионов – федеральных округов России, и министр, отвечающий за экономическое развитие всей страны, имеют одинаковый ранг федеральных министров. Сегодня такие структуры – министерства экономического развития в пределах федеральных округов – созданы только в Северо-Кавказ-ском, Дальневосточном и Крымском ФО, причем деятельность таких министерств проводится в ранге федеральных, однако на уровне Северо-Западного ФО такого субъекта нет.
    Представляется очевидным, что реализация государственной экономической политики в сфере переработки российских энерго-сырьевых ресурсов будет осуществляться в экономическом пространстве, где функционируют несколько субъектов РФ в пределах Северо-Западного федерального округа. При этом не является принципиальным вид технологической цепочки с российским участием: транснациональный или национальный, ибо в любом случае участие федерального округа в государственном регулировании деятельности такой технологической цепочки в условиях сложившейся иерархической структуры государственного управления необходимо по той очевидной причине, что решением этих проблем больше некому заниматься. Поэтому именно на уровне федерального округа должно быть найдено решение проблемы использования энерго-сырьевых ресурсов с народнохозяйственных позиций.
    Регулирование любого социально-экономического процесса содержит в качестве необходимого элемента целенаправленную деятельность людей. Целенаправленность человеческой деятельности в основе своей имеет систему экономических интересов, возникающих вследствие необходимости удовлетворения материальных и духовных потребностей. Интересы тесно связаны с потребностями, выступают как средства их удовлетворения, наконец, целенаправленность управления отражает вполне конкретные потребности и интересы различных субъектов управления.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации. Ст. 7. Гл. 1 Основы конституционного строя // Сайт Президента России. URL: http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 25.11.2014).
    2. Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 (ред. от 25.07.2014) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (13 мая 2000 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Список майских Указов Президента РФ № 596 – № 5606 от 07.05.2012 г. // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70170932/ (дата обращения: 25.11.2014).
    4. Карлик А.Е., Рохчин В.Е., Полтавцев А.В. Развитие северо-западных индустриальных регионов на основе государственного регулирования углубленной переработки ресурсов российской Арктики // Экономические науки. 2013. № 12(109). С. 7–13.
    5. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. № 9. С. 48–62.
    6. Евгений Примаков об угрозе идей неолиберализма для развития российской экономики // Российское информационное агентство «Накануне». URL: http://www. nakanune.ru/articles/18521#sthash.Fkox2ttj. dpuf (дата обращения: 25.11.2014).
    7. Примаков Е.М. Современная Россия и либерализм // Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru./ 2012/12/17/primakov.html (дата обращения: 25.11.2014).
    8. Ротенберг Р.Б. Стратегическое регулирование экономики административно-территориальных образований России / под ред. д.э.н., проф. С.В. Кузнецова. СПб.: Изд-во ГУАП, 2014. 196 с.
    9. Рохчин В.Е. Реализация проектов глубокой переработки отечественных минерально-сырьевых ресурсов и экономика Северо-Запада России // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 1. С. 96–107.
    10. Рохчин В.Е., Гарькина В.С. Проблема повышения народнохозяйственной эффективности российских добывающих предприятий // Социально-экономические доминанты развития общества: история и современность: материалы международной научно-практич. конференции, г. Кингисепп, 4 апреля 2014 г. Девятые Ямбургские чтения / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. СПб.: Ультра Принт, 2014. С. 36–39.
    11. Рохчин В.Е., Ротенберг Р.Б. О запуске процессов реальной структурной перестройки и развития экономики индустриальных регионов // Научно-техничес-кие ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Экономические науки. 2013. № 6 (185). Ч. 1. С. 22–27.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2