Денежно-кредитная политика банка России в условиях финансовых санкций

MONETARY POLICY OF BANK OF RUSSIA UNDER FINANCIAL SANCTIONS



В.Э. Кроливецкая
Valeria Krolivetzkaya
mail26@yandex.ru
профессор кафедры финансов и банковского дела, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
professor of the Department of Finance and Banking, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • денежно-кредитная политика
  • нетрадиционные меры денежно-кредитного регулирования
  • экономические санкции
  • экономический рост
  • банковский сектор
  • Keywords:

  • monetary policy
  • economic sanctionsч
  • banking sector
  • economic sanctions
  • unconventional measures of monetary regulation
  • economic growth
  • Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., который не обошел стороной и Россию, потребовал пересмотра модели дальнейшего экономического развития последней, а соответственно бюджетной и денежно-кредитной политики. Статья посвящена исследованию предложенной и осуществляемой в настоящее время Банком России модели денежно-кредитной политики, которая вызвала в экономическом сообществе много споров. Научные дискуссии на эту тему усилились в 2014 г. в связи с введением экономических санкций со стороны США и ЕС из-за событий на Украине, усугубивших экономическое положение России и финансовую устойчивость ее банковского сектора. В связи с этим актуальным является проведенный автором статьи анализ вопросов об изменении денежно-кредитной и бюджетной политик в стране, о возврате к нетрадиционным мерам денежно-кредитного регулирования, оправдавшим себя во время кризиса 2008–2009 гг.

    The world financial crisis of 2008–2009 that also affected Russia requiries reconsidering the model of the economic development of the country and its budgetary and monetary policy. Our research is dedicated to the policy suggested and implemented by the bank of Russia that is seen as controversial by the economic community. Scientific discussions concerning the topic in question intensified in 2014 due to the economic sanctions introduced by the USA and the European Union because of the situation in Ukraine that aggravated the economic situation in Russia and resulted in financial instability of its banking sector. That makes relevant the analysis of the problems connected with changes in monetary and budgetary policies of the country and with unconventional measures of monetary regulation that proved efficient during the crisis of 2008–2009.

    Обзор статьи

    В настоящее время Банк России осуществляет денежно-кредитную политику в соответствии с новой моделью. Ее суть заключается в том, что основным инструментом денежно-кредитного регулирования выступает процентная политика, заключающаяся в удержании кредитных ставок денежного рынка на определенном ценовом уровне путем установления ключевой ставки , которая становится основным инструментом влияния на экономику. Вокруг этой ставки ЦБ РФ формирует коридор процентных ставок: процентные ставки по операциям абсорбирования временной избыточной ликвидности у коммерческих банков формируют нижнюю границу процентных ставок по депозитам банков, а процентные ставки по операциям выделения дополнительной ликвидности – базу ставок по банковским кредитам. Коридор процентных ставок установлен в размере ±1 п.п. В случае принятия решения об изменении уровня ключевой ставки границы коридора автоматически сдвигаются на величину ее изменения.
    Первоначально уровень ключевой ставки был определен в 5,5%, а затем в течение 2014 г. он повышался под воздействием различных факторов и к концу 2014 г. был доведен до 17%.
    Основным источником регулирования текущей ликвидности, т.е. основными операциями денежно-кредитной политики Банка России при новой ее модели, стали операции недельного РЕПО (покупка с обратным выкупом) с ценными бумагами. Выбор в качестве ключевой ставки значения недельного РЕПО был обусловлен масштабностью и востребованностью банками данного инструмента рефинансирования. Так, в 2012–2013 гг. на его долю приходилось в среднем 60–70% общей ссудной задолженности кредитных организаций Банку России. Другие инструменты предоставления банковской ликвидности были ЦБ РФ унифицированы.
    В качестве операционной цели денежно-кредитной политики на среднесрочный период новое руководство Центробанка России установило таргетирование инфляции, а инструментом достижения этой цели, исходя из вышеизложенного была определена ключевая ставка денежного рынка (в сочетании со свободным плаванием валютного курса). К.В. Юдаева, зам. Председателя Банка России отмечает, что «политика ЦБ влияет на инфляцию не напрямую, а косвенно. ЦБ может воздействовать на ставки депозитного рынка. Последние, в свою очередь, влияют на другие кредитные и депозитные ставки в экономике, а также на валютный курс. Исходя из уровня ставок и динамики курса, экономические агенты принимают решения о сбережениях, инвестициях, потреблении и ценообразовании» [8. С. 7]. И далее: «в рамках инфляционного таргетирования центральные банки не теряют полностью возможность влиять на валютный курс. Это влияние может быть как прямым (с помощью интервенций), так и косвенным (через управление ставками денежного рынка)» [8. С. 8].
    Как полагает Центробанк, все это создаст необходимые условия для последовательного снижения роли валютного и бюджетного каналов денежной эмиссии в формировании денежного предложения, усилит роль кредитного капитала и позволит достичь целевых показателей по инфляции.

    Список использованной литературы

    1. Апокин А., Белоусов Д., Голощапова И. [и др.]. О фундаментальных недостатках современной денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 8–100.
    2. Глазьев С. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 10–27.
    3. Ершов М. Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций? // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 37–53.
    4. Кроливецкая В.Э. Деньги как фактор экономического роста: монография. СПб.: Алетейя, 2014.
    5. Орлова Н.В. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 54–66.
    6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов / Банк России. М., 2014.
    7. Отырба А., Кобяков А. Как победить в финансовых войнах // Однако. 2014. № 174. Июнь – июль.
    8. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 4–12.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2