ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сравнительный анализ социологического и экономического подходов при исследовании сложных социально-экономических явлений

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SOCIOLOGICAL AND ECONOMIC APPROACHES IN THE STUDY OF COMPLEX SOCIO-ECONOMIC PHENOMENA



Н.Л. Захаров
Nikolay Zakharov
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
Professor at HR Management Department, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Social Sciences, Professor
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • научный подход
  • социология
  • экономическая наука
  • объективная причина
  • субъективная причина
  • мотив
  • субъективистская методологическая установка
  • методологическая установка; предмет и объект исследования
  • объективистская методологическая установка
  • Keywords:

  • sociology
  • economic science
  • scientific approach
  • objective reason
  • subjective reason
  • motive
  • Статья посвящена сравнительному анализу экономического и социологического подходов в исследовании социально-экономической реальности. Актуальность статьи определяется стремлением автора решить проблему противоречия экономического и социологического подходов. Поэтому цель статьи – определение пути повышения эффективности научных исследований с помощью согласования экономических и социологических подходов.
    В статье обосновывается общность предметно-объектного поля социологии и экономики и различие методологических установок. Проведен сравнительный анализ экономического и социологического подходов. Демонстрируется использование социологического подхода в исследовании социально-экономического подхода. Отмечается, что основой социологического подхода является выявление субъективных причин (мотивов), определяющих социально-экономический феномен.
    В статье делается ключевой вывод о том, что общее и особенное в подходах социологии и экономики открывают возможность достижения полноты и многосторонности научного знания при оценке социально-экономических феноменов в зоне бифуркации. Автор впервые обосновывает различие методологических основ социологии и экономики при исследовании сложных социально-экономических явлений.

    The articles deals with comparative analysis of economic and sociological approaches used in the course of the study of socio-economic environment. The relevance of the article is determines by the author's urge towards resolving a problem of conflict between economic and social approaches. Thereupon the stated purpose of the article is to assign ways of increasing efficiency of scientific researches through harmonizing economic and social approaches.
    The article substantiate community of subject and object fields of sociology along with the ones of economy and the difference between methodogical purposes. Comparative analysis of economic and social approaches has been made. The use of sociological approach in the study of socio economic approaches has been demonstrated. It is noted that the background of sociologiacal approach is in disclosure of subjective motives, deteemining soci economic phenomenon.
    The aurthor draws a concluson that the generalia and the special in the approaches of sociology and economy open up possibilities for science as well as for achieving completeness and variety of science in the course of assessment of socio economic phenomena in bifurcation zone. This is the first time that the author has substantiated the difference between methodological principles of sociology and economy in the course of the study of socio-economic phenomena.

    Обзор статьи

    Социология и экономика весьма близкие науки, что подтверждается наличием единого объекта исследования – общества. Несомненно, «общество», рассматриваемое как общий объект исследования и для социологии, и для экономической науки, понимается в самом широком смысле. При этом, даже если мы обращаемся к более точному и специфичному пониманию объекта экономической науки, определяемому как хозяйственная жизнь общества, или экономическая система общества [1; 10], мы не выходим за исследовательское поле социологии. И «хозяйственная жизнь общества» для социологии, так же как и для экономики, является сферой исследовательского приложения.
    Специфика экономической науки может быть обнаружена в ее исследовательском предмете и ее ключевой проблеме, которую можно сформулировать как противоречие между безграничными потребностями человека и общества и ограниченными ресурсами их удовлетворения [1; 10]. Наибольшую специфичность экономической науки обнаруживают ее задачи, которые вытекают, во-первых, из старой формулы К. Маркса об общественном воспроизводстве: производство, обмен, распределение (перераспределение), потребление [7]. Во-вторых, что (собственно производится, обменивается, распределяется, потребляется), как и кем.
    Но даже этот специфический предмет отнюдь не изолирован от изучения его социологией. При этом социология в целом научно ориентирована не только на предметное противоречие экономики, но и на другие проблемы общества, а поэтому охватывает более широкую исследовательскую сферу. Понимая это, иногда хочется предложить совсем простое решение – социология более широка и поверхностна в сравнении с экономикой. Данные суждения иногда можно слышать в высказываниях студентов, а иногда даже в кулуарах конференций. Но если бы это было так, то социология, изучающая экономическую сферу, давно была бы вытеснена экономической наукой в сферу экономических абстракций или растворилась в философии. Но этого не происходит – потому, что социология, имея с экономикой общий предмет и объект, использует свой, отличный от экономики подход (методологическую установку) к постижению экономической реальности, который способствует решению практических задач и в экономической, и, более широко, в социальной сферах. При этом необходимо подчеркнуть, что если подход и различен, то в исходных методах мы обнаруживаем общее как для экономики, так и для социологии – и та, и другая опираются на естественнонаучные методы (чем они, кстати, отличаются от некоторых гуманитарных наук).
    Специфику экономического и социологического подходов можно ясно различить, отталкиваясь от реального примера. Особенно ярко это обнаруживается в событиях критических периодов. Например, с 1992 года, когда в нашей стране происходила лавинообразная трансформация социально-экономической системы, вместе с реформами во многих областях, происходила и реформа системы налогообложения. Для такой реформы использовался опыт, технические приемы и схемы, наработанные в ФРГ, которые в то время считались лучшими в мире. И это было неслучайно, так как Германия после 1945 года приобрела опыт трансформации своей экономической системы. А кроме того, педантизм, тщательность, аккуратность немецких экономистов – и теоретиков, и практиков – давали уверенность в надежности предлагаемой ими системы налогообложения.
    Как ни парадоксально, на первый взгляд, но данная система, признаваемая лучшей в мире, в нашей стране не то что не прижилась и не стала эффективной, а просто не заработала. Наши налоговые органы столкнулись с массовыми неплатежами и проблемами функционирования всей налоговой системы. Для решения этих проблем была создана даже налоговая полиция.
    В дальнейшем, к концу 1990-х годов, проблема разрешилась – постепенно сложилась выращенная на российском опыте налоговая система, не лучшая, но работающая. А «лучшая в мире» налоговая система была упразднена, вместе с ней за ненадобностью была упразднена и налоговая полиция.
    Почему же не заработала у нас германская система? Серьезная экономическая литература в то время и сейчас не давала и не дает ответ на этот вопрос. Но в экономико-публицистической среде предлагалось несколько объяснений: 1) особенности русского менталитета; 2) заговор против России – внедрение немецкой системы, чтобы разрушить российскую экономику; 3) некомпетентность руководства, отвечающего за функционирование налоговой системы в нашей стране.
    Представленный набор объяснений имеет то общее, что исходят они из принципа определяющей роли субъективного (непредсказуемый менталитет, злокозненные заговорщики, безграмотные руководители). А поэтому серьезным экономическим авторам при попытке выявить причины неадекватности германской системы для России пришлось бы определять, в том или ином виде, роль и значение субъективного фактора. Именно это дистанцировало крупных ученых от данной проблематики, потому что ученые-экономисты исходят в исследованиях из объективности экономических процессов. В этом и заключена главная методологическая установка экономического подхода, сформулированная К. Марксом: «бытие определяет сознание» [9]. На сегодняшний день, как бы ученые-экономисты ни относились к Карлу Марксу и его теориям – как сторонники и как противники, как последователи или, напротив, игнорирующие его взгляды, воспринимающие Маркса как ученого или оценивающие его как революционера-ниспровергателя, глубоко знающие его произведения и ничего о нем не знающие – для всех характерна единая методологическая установка: экономические феномены объяснять объективными законами (или «бытие определяет сознание»). Именно эта установка составляет суть экономического подхода. И именно здесь лежит водораздел экономической науки и социологии.
    Значит ли это, что социология отталкивается от другой методологической установки и объясняет экономические феномены субъективным? Да, именно так. Но, следует ли из этого, что социология готова принять популистские субъективистские объяснения (ментальность, заговор, некомпетентность)? Конечно, нет. Дело в том, что популизм – суть инверсия науки, поэтому популизм не применим ни для экономической, ни для социологических наук. Между тем и экономический подход, основанный на объективизме, ограничивает возможность практического решения многих социально-экономичес-ких проблем. Приведенный пример о введении в нашей стране германской налоговой модели является таким свидетельством.
    Методологическая установка социологии возникает вместе с рождением социологии в середине XIX века. Впервые ее выразил Огюст Конт: «Пока же отдельные умы не примкнут единодушно к некоторому числу общих идей, на основании которых можно построить общую социальную доктрину, народы, несмотря ни на какие политические паллиативы, по необходимости останутся в революционном состоянии» [11. Р. 108]. Более просто это можно сформулировать так: пока общественным мнением не будут приняты единые мыслительные формы согласия с реальностью, люди будут бороться с объективной реальностью (бунтовать, протестовать, уклоняться и т.п.). Как ни парадоксально, но наиболее афористично эту методологическую установку выразил К. Маркс в 1844 г.: «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой» [8]. Примечательно, что Маркс-экономист этот сформулированный им принцип будет игнорировать, опираться на противоположный – объективистский (бытие определяет сознание). Именно поэтому Маркса критически будут воспринимать социологи на рубеже XIX–XX веков.

    Список использованной литературы

    1. Бедрина Е.Б., Козлова О.А., Саламатова Т.А., Толпегин А.В. Введение в экономическую теорию. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2009.
    2. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990. С. 603.
    3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990. С. 101, 139.
    4. Захаров Н.Л., Перфильева М.Б., Савин И.В. [и др.]. Социальные регуляторы развития малого бизнеса российских регионов в контексте социологии управления (историко-социологический анализ): монография. СПб.: Изд-во ИБП, 2008.
    5. Исследование состояния предпринимательства в России. Проект TACIS SME/9303. 1995–1996 гг.
    6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С. 212.
    7. Маркс К. Введение к «Критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1959. Т. 12. С. 713.
    8. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1959. Т. 1. С. 414.
    9. Маркс К. К критике политической экономии // Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1959. Т. 13. С. 7.
    10. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2009.
    11. Comte A. The Positive Philosophy. New York, 1854. Р. 108.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2