Вопросы правового обеспечения государственно-частного партнерства

PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP LEGAL SUPPORT ISSUES



К.К. Лебедев
В.И. Русаков
K.K. Lebedev
V.I. Rusakov
Lebedev_konst@inbox.ru
rusakovvitaliy@yandex.ru
доцент кафедры коммерческого права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
associate professor at Commercial Law Department Law Faculty Saint-Petersburg State University, PhD in Law, associate professor
senior lecturer at Civil Law Department State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies,
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • государственно-частное (публично-частное) партнерство
  • правовое регулирование
  • специальный федеральный закон
  • инвестиционный проект
  • источники инвестирования
  • критерии соответствия
  • инициатива создания и участники ГЧП/ПЧП
  • Keywords:

  • public-private partnership
  • legal regulation
  • special Federal Law
  • investment project
  • sources of investment
  • compliance criteria
  • an initiative to establish and participants of PPP
  • Рассматриваются исходные позиции формирования правового регулирования государственно-частного партнерства. Обосновывается необходимость принятия специального федерального закона, который регулировал бы отношения, возникающие при осуществлении крупных социально-значимых инвестиционных проектов на основе и в рамках государственно-частного партнерства. Даются определения государственно-частного (публично-частного) партнерства и инвестиционного проекта как объекта гражданских прав; предложены критерии, которым должны соответствовать участники ГЧП/ПЧП с точки зрения возможностей инвестирования средств в конкретный инвестиционный проект. Обращается внимание на большое значение для инвестиционной сферы принятия законов «О хозяйственных партнерствах» и «Об инвестиционном товариществе». Поскольку можно признать, что ГЧП/ПЧП является по существу видом инвестиционного товарищества, предлагается на время до принятия специального федерального закона о ГЧП/ПЧП применять к отношениям по ГЧП/ПЧП в случае необходимости положения Закона «Об инвестиционном товариществе» по аналогии закона.

    The article gives consideration to starting points of legal regulation of public-private sector partnership. It provides justification of the need to adopt a special federal law in order to regulate relationships of the parties in the course of implementing major socially significant investment projects based on and as part of public- private partnership. The concept of public-private partnership and investment projects as objects of civil law have beem defined with the criteria whereto PPT participants should comply with in terms of abilities to invest into a particular project having been proposed. Emphasis has been put on the importance of having adopted Federal Laws "On Economic Partnership" and "On the Investment Partnership". Since PPPs might be considered a kind of investment partnership it is proposed to apply provisions of the Law "On the Investment Partnership" in order to regulate relationships of the relevant parties until a special Federal Law "On PPPs" has been adopted.

    Обзор статьи

    Опыт осуществления инвестиционных проектов, реализуемых на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации с начала 2000-х годов в таких сферах, в которых государство, в силу его специфики, имеет определенные интересы, показывает, что одной из наиболее перспективных правовых форм является государственно-частное партнерство (или, что то же самое – публично-частное партнерство). В большинстве случаев сотрудничество государства и негосударственных предпринимательских структур заключается в том, что первое выделяет определенную часть средств на инвестиционные проекты, а вторые эти средства дополняют, преследуя при этом цель извлечения прибыли, и общими усилиями достигается намеченный социальный эффект. Преимущество государственно-частного партнерства (далее – ГЧП, ГЧП/ПЧП) состоит и в том, что оно позволяет привлекать передовые технологии, использовать оптимальные модели управления проектами. С правовой точки зрения требуется нормативно-правовая база, которая позволила бы урегулировать общественные отношения, опосредующие соответствующую экономическую деятельность государственной власти и предпринимательства. Развитие правового регулирования отношений в рамках ГЧП в России складывается постепенно, исторически, и в этом аспекте условно можно выделить два основных периода.
    Начальный период (1995–2009 гг.) ведет отсчет с момента введения в действие Федерального закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [2], который заложил правовую основу применения механизмов ГЧП в сфере поиска и добычи полезных ископаемых. В последующем, в течение первого десятилетия XXI века были приняты федеральные законы, позволяющие применять и другие формы ГЧП: Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [3], Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [4]; в субъектах Российской Федерации стали приниматься специальные законы о ГЧП. Однако вышеперечисленные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации не создают пока целостную систему правового регулирования инвестиционных отношений. Таким образом, указанный период характеризуется непоследовательностью развития нормативной базы, а также определенной неполнотой действующего законодательства.
    В течение второго периода (с 2009 г.) приняты Федеральный закон от 28.11.2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» [6] (далее – Закон № 335-ФЗ) и Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» [7] (далее – Закон № 380-ФЗ). Оба Закона знаменуют собой важную веху в развитии законодательства об экономической деятельности и, соответственно, экономических отношениях. Данные законы призваны непосредственно регулировать экономические, прежде всего, инвестиционные отношения, возникающие при участии в инвестиционной деятельности двух и более субъектов. Принятием этих Законов охвачены две основные исходные правовые формы экономической деятельности: 1) через специально создаваемое для этого юридическое лицо, названное в Законе № 380-ФЗ хозяйственным партнерством; 2) посредством создания объединения лиц, не наделяемого статусом юридического лица и названного в Законе № 335-ФЗ инвестиционным товариществом. Как указывалось в Пояснительных записках к проектам указанных законов, «инвестиционное товарищество» и «хозяйственное партнерство» являются российскими аналогами партнерств в правовой системе Великобритании. Партнерства как форма бизнеса, по английской модели права, могут быть учреждены в двух видах: ограниченное партнерство (Limited Partnership – LP) и партнерство с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership – LLP) [14].
    По Закону № 380-ФЗ хозяйственным партнерством «… признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой <…> принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством» (ч. 1 ст. 2). В настоящее время хозяйственные партнерства названы в числе шести организационно-правовых форм, в которых, согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ и п.5 ст. 2 Федерального закона РФ от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [9], только и могут создаваться коммерческие организации как юридические лица. Закон не ориентирует хозяйственные партнерства на какие-либо определенные сферы или виды деятельности; они могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные федеральными законами, «… если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством» (ч. 3 ст. 2 Закона № 380-ФЗ). Но в самом Законе предусмотрены два ограничения: партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности (ч. ч. 4 и 5 ст. 2 Закона № 380-ФЗ).
    По своим признакам хозяйственное партнерство относится к корпоративным организациям (абз. 2 п. 3 ст. 48, ст. 65.1 ГК РФ), но не дублирует ни хозяйственные общества, ни тем более хозяйственные товарищества; скорее всего, как самостоятельная организационно-правовая форма хозяйственное партнерство может быть использовано для осуществления инвестиционной деятельности лицами, объединяющими свои накопления в складочном капитале партнерства.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с послед. изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с послед. изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 18.
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с послед. изменениями и дополнениями) //Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.
    4. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с послед. изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.
    5. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
    6. Федеральный закон Российской Федерации от 28.11.2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (с послед. изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7013.
    7. Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (с послед. изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. V). Ст. 7058.
    8. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с послед. изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
    9. Федеральный закон Российской Федерации от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
    10. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2014 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе"» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4221.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2