ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Энергоэффективное строительство и энергосбережение в жкх: региональный аспект

ENERGY-EFFICIENT CONSTRUCTION AND ENERGY SAVING IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: REGIONAL ASPECT



Ю.В. Ларионова
А.Н. Ларионов
Yu.V. Larionova
A.N. Larionov
yuvladi@mail.ru
proflarionov@mail.ru
заместитель генерального директора ООО «Научно-исследовательский центр “Стратегия”», доктор экономических наук
профессор кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор, Почетный работник науки и техники РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
deputy general director of the Research Center “Strategy”, Doctor of Economics
professor of the Department of Management of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor, Honored worker of science and technology of the Russian Federation, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • энергоэффективное строительство
  • жилищно-коммунальное хозяйство
  • региональные особенности; энергоресурсы
  • Keywords:

  • energy saving in housing and communal services
  • energy- efficient construction
  • regional characteristics
  • energy resources
  • В ходе проведенного авторами исследования доказано отсутствие в субъектах РФ эффективной системы управления энергосбережением в ЖКХ, адекватной требованиям региональной экономики. Обоснована необходимость формирования идеологии рационального, а не повсеместно экономного потребления энергии. Аргументировано, что учет региональной специфики должен стать краеугольным камнем концепции рационального и сбалансированного подхода к потреблению энергии как в период строительства жилья, так и в период его эксплуатации.

    Our research proves that the territorial subjects of the Russian Federation lack an effective management system of energy saving in housing and communal services meeting the needs of the regional economy. We substantiate the need to form an ideology of rational but not totally economical energy consumption. We also prove that taking into consideration regional specific character should become the cornerstone of the concept of rational and balanced approach to energy consumption both in the periods of construction and operation.

    Обзор статьи

    В настоящее время экономия энергии, как в период возведения жилища, так и энергосбережение в период его эксплуатации, являются приоритетами региональной экономики любого субъекта Российской Федерации независимо от степени развития их топливно-энергетических комплексов. Вместе с тем они имеют некоторые региональные особенности, выявлению и рассмотрению которых и посвящена настоящая публикация.
    В современном жилищном строительстве применяется достаточно много вариантов технологий, конструкций и материалов, с помощью которых можно возводить комфортные, прочные и долговечные здания. Но помимо прочности и длительной эксплуатации у строящихся жилых зданий в последние годы появился еще один критерий их оценки, а именно – энергоэффективность. Кроме того, в условиях социально-ориентированной рыночной экономики функционирование отечественного жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), затрагивающего интересы всего населения, является главным критерием оценки проводимой государством социально-экономической политики.
    Результаты проведенных исследований [4; 5; 6; 7; 9; 10; 11 и др.] свидетельствуют о том, что расход условного топлива на отопление 1 м2 жилой площади в России втрое больше, чем в странах с аналогичными климатическими условиями, например, в Норвегии и на севере Канады. Потребление воды – за счет потерь – выше в 2 раза. Основные фонды теплоснабжения в настоящее время изношены более чем на 60%, электроснабжения – на 58%.
    В целом по России физический износ котельных составляет 55,5%, водопровода – 65,3%, канализации – 62,5%, теплотрасс – 62,8%, трансформаторных подстанций – 57%, электросетей – 58,1%. Потери воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%. Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15–20 в середине 1990-х гг. до 70-ти на сетях водоснабжения и канализации, до 200 – на сетях теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют 30%. При этом около 30% основных фондов ЖКХ уже исчерпали нормативные сроки амортизации. Износ продолжает расти, с каждым годом повышая вероятность техногенных, экологических, а вслед за ними и социальных катастроф. Только на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ сегодня необходимо около 500 млрд. руб. [12; 13; 14].
    Для решения этих проблем в своих публикациях мы обосновываем необходимость реализации в хозяйственной практике методологического принципа эффективного использования ресурсов в ЖКХ, учитывающего региональные особенности каждого конкретного субъекта РФ. Реализация этого принципа предполагает достижение отраслью максимальных результатов с минимальными затратами за счет рационального использования ресурсов всех видов и соответствует основным направлениям государственной энергетической политики [2] в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].
    Однако говорить о функционировании в субъектах РФ эффективной системы управления энергосбережением в ЖКХ, адекватной требованиям региональной экономики, с нашей точки зрения, преждевременно: такую систему еще предстоит разрабатывать и выстраивать на строгой научной основе.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят Гос. Думой 11 нояб. 2009 г.; одобрен Советом Федерации 18 нояб. 2009 г.) (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 191-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, от 11.07.2011 г. № 197-ФЗ, от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ, от 03.12.2011 г. № 383-ФЗ, от 12.12.2011 г. № 426-ФЗ, от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ, от 10.07.2012 г. № 109-ФЗ). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Власюк Н. Планирование городов с высоким качеством среды // Архитектура и строительство. 2013. № 4 (234). С. 28–31.
    4. Иванова Ю.В. Развитие методологии управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса: дис. … докт. экон. наук. СПб., 2009. 307 с.
    5. Кудрявцев А.П. Деятельность РААСН по развитию фундаментальных исследований в области архитектуры, градостроительства и строительства: доклад Президента РААСН на Общем собрании РААСН–2012. М., 2012. 14 с.
    6. Ларионов А.Н., Ларионова Ю.В. Обоснование направлений повышения энергоэффективности жилищного строительства и снижения энергопотребления в ЖКХ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5. Ч. 2 (46-2). С. 911–917.
    7. Ларионова Ю.В., Ларионов А.Н. Управление развитием жилищно-комму-нального комплекса мегаполиса: монография / под ред. С.А. Павловой. М.: Изд-во СГУ, 2013. 143 с.
    8. Ларионова Ю.В., Резников А.В., Янц П.Д. Научно-методические основы управления энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве: монография / НИЦ «Стратегия». М.: МАКС Пресс, 2012. 176 с.
    9. Федоров А.А. Системы оценки качества жизни и устойчивого развития // Архитектура и строительство. 1999. № 7–8. С. 4–27.
    10. Larionov A. Strengths and Weaknesses of Energy-saving Management in Housing and Public Service: Russian Experience // Journal of Applied Sciences. 2014. № 14. Р. 2374–2379. URL: http://scialert.net/ qredirect.php?doi=jas.0000.63484.63484& linkid=pdf
    11. Panibratov J., Larionov А. Steady Development of Construction Organization of Housing Profile // World Applied Sciences Journal. 2013. № 23 (Problems of Architecture and Construction). Р. 144–148.
    12. Официальный сайт Государственной корпорации – «Фонд содействия реформированию ЖКХ». URL: http://www. fondgkh.ru/news/44215htm/
    13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
    14. Официальный сайт Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. URL: http://www.fondrgs.ru/

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2