Проблемы развития регионального рынка транспортных услуг

THE REGIONAL TRANSPORTATION SERVICE MARKET DEVELOPMENT ISSUES



Г.А. Кононова
В.В. Циганов
G.A. Kononova
V.V. Tsyganov
galina682@mail.ru
tsvv@list.ru
Почетный профессор ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
заместитель директора – научный руководитель Северо-Западного филиала НОУ ВПО «Высшая школа приватизации и предпринимательства – институт», доктор экономических наук, профессор
Honorary Professor at "Saint-Petrsburg State University of Economics", Doctor of Economics, Professor
Deputy Director, Head of Research of the North-West branch of "Higher School of Privatization and Entrepreneurship – Institute", Doctor of Economics, Professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • регион
  • рынок транспортных услуг
  • управление
  • стратегия развития
  • Keywords:

  • region
  • transport services market
  • management
  • development strategy
  • Актуальность исследования проблем повышения эффективности регионального транспорта определяется возрастающей ролью транспорта в формировании конкурентных преимуществ региона и в повышении уровня жизни населения.
    В статье кратко описана ситуация на региональном рынке транспортных услуг и перечислены основные причины низкой рентабельности перевозок грузов и пассажиров. Произведен анализ некоторых положений Транспортной стратегии РФ. Определены и раскрыты наиболее серьезные проблемы развития транспорта в регионе. Представлены результаты количественной оценки вероятности прогнозируемых изменений на рынке транспортных услуг с позиций государственных финансовых гарантий этих изменений. Дана группировка методов регионального управления, используемых при решении проблем защиты окружающей среды от вредного воздействия транспорта, а также при проектировании и создании инновационных транспортных систем. Кратко рассмотрены вопросы тарифного регулирования на транспорте.
    Сделан вывод о влиянии качества транспортных услуг на уровень подвижности населения и на эффективность экономических связей региона, а также о недостаточной надежности финансовой гарантии реализации Транспортной стратегии РФ, что необходимо учитывать в процессе планирования региональных бюджетов.
    Авторами на основе результатов статистического анализа оценена степень финансовой обеспеченности выполнения Транспортной стратегии РФ. Предложена группировка методов регулирования регионального рынка транспортных услуг, направленных на обеспечение безопасности транспортной системы и ее инфраструктуры. Уточнены задачи региональных органов управления, решение которых обеспечивает безопасность транспортной деятельности.

    The relevance of the regional transportation system efficiency research is determined by increasing role of transport in formation of competitive advantages of the region and in enhancing the living standards of the population.
    The article briefly describes the situation on the regional transportation market and lists the main causes of the low profitability of freight and passenger traffic. The authors analyze certain provisions of the Transport strategy of the Russian Federation, identify and determine the most challenging problems of transport development in the region. In the final analysis results of a quantitative assessment of the likelihood of occurrence of expected changes on the transportation market from the perspective of the State financial guarantees of these changes are presented. Regional management methods which are used for ensuring environmental protection from the harmful effects of transport, as well as for designing and creating innovative transport system are classified with transportation tariff regulation being briefly reviewed.
    The authors come to the conclusion that the quality of transport services affects the level of mobility of the population as well as the efficiency of economic relations in the region. In addition, they stress upon insufficient reliability of financial guarantees for the implementation of the Transport strategy of the Russian Federation which should be taken into account in the course of regional budget planning.
    On the basis of statistical analysis results, the authors evaluated the level of financial support of implementation of the Transport strategy of the Russian Federation. The classification of methods for regulating the regional transport service market to ensure safety of the transport system and its infrastructure was proposed. The tasks for the regional government to ensure the safety of transport activity were clarified.

    Обзор статьи

    Транспорт является одной из системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами региональной экономики и обеспечивающих устойчивое развитие социально-экономи-ческой среды региона. По мере расширения внутренних и внешних экономических связей региона, роста объемов производства и повышения требований к уровню жизни населения существенно возрастает роль транспорта в формировании конкурентных преимуществ региона и в решении проблем экономии общественного времени.
    Транспортные коммуникации объединяют все территориальные образования в регионе, что является необходимым условием единства его экономического пространства. Они связывают регион с другими регионами страны и, одновременно, обеспечивают внешние экономические связи, являясь ведущим фактором интеграции региональной экономики в глобальную экономическую систему.
    Ситуация на региональном рынке транспортных услуг в большой степени зависит от состояния других отраслей экономики. Возникновение кризисных ситуаций даже в одной, а тем более в нескольких отраслях региональной экономики находит свое непосредственное отражение в ухудшении экономического положения транспортных предприятий.
    Основные причины низкой рентабельности перевозок грузов и пассажиров хорошо известны. К ним относятся, во-первых, традиционная неэффективность системы управления транспортными процессами. Во-вторых, можно упомянуть характерное для настоящего времени сохранение тенденции снижения спроса на перевозки, что приводит к уменьшению их объемов при сохранении производственных мощностей транспортных предприятий и численности персонала. В-третьих, существует перманентное отставание темпов роста средней доходной ставки от темпов роста цен на потребляемые в ходе перевозок автомобильное топливо, электроэнергию, материалы, технические средства.
    Проблемы развития регионального рынка транспортных услуг становятся все более актуальными в связи с тем, что к настоящему времени появились существенные и довольно устойчивые ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы, это касается и инфраструктуры транспорта. Обеспечиваемое сегодня качество транспортных услуг не позволяет в полной мере и эффективно решать социально-экономические задачи региона.
    В связи с этим нами исследованы основные методы решения проблем развития транспортных систем, предложенные в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года [1]. В ходе проведенного нами анализа особое внимание было уделено автомобильному транспорту. Выбор основного объекта исследования определялся тем, что в транспортной системе региона автомобильный транспорт занимает особое место. Для него характерны такие специфические положительные характеристики, как маневренность, высокая оперативность первоначальной организации перевозочного процесса, способность осуществлять доставку грузов и пассажиров «от двери до двери» и т.д. Кроме того, следует отметить большой масштаб использования автомобильного транспорта в регионе при перемещении грузов и пассажиров. Так, доля автобусного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет около 60%. Преимущественный рост именно автомобильного транспорта предусмотрен и в Транспортной стратегии РФ.
    В Транспортной стратегии [1] определены и структурированы наиболее серьезные проблемы развития транспорта, необходимость решения которых декларируется в этом документе. Анализ ситуации, сложившейся на региональных рынках транспортных услуг свидетельствует, что по отношению к региону наиболее актуальными можно считать следующие проблемы:
    - отсутствие сбалансированности в темпах и масштабах развития отдельных видов транспорта в регионе, снижающее уровень транспортной доступности некоторых его территориальных образований;
    - несовершенство нормативно-право-вой базы развития регионального рынка транспортных услуг, что затрудняет регулирование таких вопросов, как повышение качества этих услуг, развитие государственно-частного партнерства, достижение требуемого уровня мобилизационной подготовленности транспортных предприятий, обеспечение безопасности пассажиров и сохранности грузов и т.д.;
    - недостаточная обеспеченность транспортной отрасли кадрами высокой квалификации, особенно заметная в связи с развитием логистических принципов организации перевозок;
    - невысокая эффективность реализации программ комплексного развития дорожной сети региона, что в большой степени связано с несовершенством системы регионального контроля над деятельностью организаций дорожного строительства;
    - недостаточное внимание к проблемам развития пассажирского транспорта общего пользования, что является основным фактором снижения качества транспортного обслуживания населения региона.
    В Транспортной стратегии [1] предполагается возможность реализации инерционного, энерго-сырьевого и инновационного вариантов развития транспорта страны. По этим же векторам может идти и развитие региональной транспортной системы. На основании данных прогноза развития транспорта, сделанных по каждому из вариантов и приведенных в приложении к Транспортной стратегии, мы попытались оценить потенциальные изменения на рынке транспортных услуг с нескольких позиций. В частности, выяснялось, каковы финансовые гарантии развития транспортной системы в каждом из трех вариантов развития и как именно трансформируется структура транспортного рынка к 2030 году с точки зрения представления в нем отдельных видов транспорта. Сравнивались данные об объемах перевозок в ретроспективном и перспективном периодах, приведенные в Транспортной стратегии, был рассчитан индекс роста объемов, как грузовых, так и пассажирских перевозок, по отдельным видам транспорта, определялось изменение доли транспорта общего пользования при перевозке пассажиров и т.д.
    Поскольку развитие регионального рынка транспортных услуг предполагает активное инвестирование, в том числе и из регионального бюджета, то имеет смысл остановиться на результатах анализа финансового потенциала реализации Транспортной стратегии, исходя с позиции реальности финансирования предусмотренных в ней решений по развитию транспортной системы Российской Федерации.
    Объем капиталовложений в развитие транспортной системы определен в Транспортной стратегии в ценах соответствующих лет, и по инновационному варианту развития он составляет 170,6 трлн. руб. При этом финансирование в большей части планируется осуществлять из внебюджетных источников, что порождает высокую неопределенность решения проблемы поиска инвесторов. Исключение составляет финансирование строительства дорог, а также финансирование развития наземного городского электротранспорта и метрополитена. Для этих видов транспорта в Транспортной стратегии предлагается высокая степень государственного обеспечения, а за счет внебюджетных средств планируется обеспечить сравнительно небольшой объем капиталовложений в развитие, соответственно 27,7%, 9,8% и 19,6% общих капиталовложений [1].

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1734-р от 22 ноября 2008 г. «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2