ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Инновации как импульс развития экономики Волгоградского региона и Волгограда

INNOVATIONS AS IMPETUS TO DEVELOPING ECONOMY OF VOLGOGRAD REGION AND VOLGOGRAD



С.П. Сазонов
Н.В. Стрельцова
О.А. Мельникова
S.P. Sazonov
N.V. Streltsova
O.A. Melnikova
sazonovsp@mail.ru
n.v-s@mail.ru
moa1708@yandex.ru
заведующий кафедрой экономики и финансов предприятий Волгоградского государственного технического университета, Заслуженный экономист Российской Федерации, Государственный советник Российской Федерации 2 класса, доктор экономических наук
начальник управления промышленной политики департамента экономики администрации Волгограда, исполнительный директор ВРОО «Волгоградское качество»
консультант отдела развития промышленности и инноваций управления промышленной политики департамента экономики администрации Волгограда, кандидат экономических наук
Head of the Department of Economics and Finance of Enterprises of Volgograd State Technical University, Honoured Economist of the Russian Federation, State Counsellor 2nd Class of the Russian Federation, Doctor of Economics, professor, Member of the Russian Academy of Natural Science
Chief of Industrial Policy Branch of Economic Department of Volgograd Administration, executive director of Volgograd Regional Non-Governmental Organization “Volgogradskoe Kachestvo”
consultant at the Department of Industry Development and Innovations of Industrial Policy Branch of Economic Department of Volgograd Administration, PhD in Economics
г. Волгоград
г. Волгоград
г. Волгоград
Volgograd
Volgograd
Volgograd

Ключевые слова:

  • стратегия инновационного развития
  • инвестиционная деятельность
  • субъект инновационной деятельности
  • технологические инновации
  • инновационный путь развития
  • эффективность национальной экономики
  • инновационно активные организации
  • технологические инновации
  • внедрение инноваций
  • технологические инновации
  • стимулирование инвестиционной активности
  • Keywords:

  • innovation development strategy
  • investment activity
  • subject of innovation activity
  • innovative way of development
  • efficiency of national economy
  • organizations actively implementing innovations
  • actively innovating organizations
  • technological innovation
  • stimulation of investment activity
  • innovation implementation
  • Рассмотрены основные возможности перехода к инновационному развитию региональной экономики. Представлены проблемы, затрудняющие и препятствующие переводу предприятий на инновационное развитие. Показаны финансово-инвестиционные проблемы, обусловившие низкую инвестиционную активность предприятий. Отмечено, что в Волгоградской области имеется значительный инновационный потенциал, который важно не только поддерживать, но и развивать. Определены возможности перехода экономики Волгоградской области на инновационный путь развития, отмечены инновационные перспективы предприятий и проблемы, с которыми они сталкиваются. Рекомендуется в целях содействия сопровождению инвестиционных и инновационных проектов на территориальном уровне предусматривать создание муниципальной организации (агентства) по развитию инвестиционной деятельности и содействию инвесторам при реализации проектов.

    Main opportunities of transition to innovation development of regional economy are considered. We reveal certain problems impeding the transition of enterprises to innovation development. Financial and investment problems resulting in low investment activity of organizations are shown. We stress the point that Volgograd region has a significant innovation potential to be not only supported but also developed. We determine opportunities for the transition of Volgograd region economy to innovation development, specify innovation prospects of local enterprises and problems they face. To contribute to the implementation of investment and innovation projects we recommend establishing a municipal organization (agency) in the sphere of investment activity development and rendering assistance to investors.

    Обзор статьи

    В 2011 году на федеральном уровне была принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия), которая разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
    Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инноваций за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры динамичного роста субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации инновационных разработок.
    На наш взгляд, из перечня целевых ориентиров Стратегии два критерия являются наиболее существенными при характеристике перспективы инновационной составляющей промышленности региона:
    - увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 году (в 2009 году – 9,4%);
    - увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35% к 2020 году (в 2010 году – 4,9%) [1].
    Таким образом, руководством страны ставится задача на всех уровнях добиться повышения конкурентоспособности и эффективности национальной экономики через стимулирование инвестиционной активности.
    При определении параметров экономической стратегии не менее важно правильно спланировать меры экономической государственной и региональной политики, своевременно сконцентрировать и направить ресурсы на развитие ключевого фактора шестого технологического уклада: нанотехнологий, клеточных технологий и методов генной инженерии, информационно-коммуникационных технологий. Недавний глобальный финансово-экономический кризис потребовал ускорения процесса перевода экономики на инновационный путь развития [7].
    Процесс формирования стратегического потенциала производственной организации связан с развитием инновационного потенциала, определяющего возможность повышения уровня ее конкурентоспособности. Однако инновационный потенциал зависит не только от технических и управленческих факторов, но и от тесного взаимодействия науки и производства [8]. Все это особенно актуально в связи с различными санкциями против России на фоне украинского вопроса и присоединения Крыма к России.
    Одной из задач, которые ставятся в регионах и муниципалитетах, является определение «точек роста», а также установление «душащих» инновационную активность факторов и выработка рецептов их преодоления, своего рода «дорожных карт».
    Анализируя данные официальной статистики по инновационной деятельности в Волгоградской области и городе Волгограде [13], нами было выявлено, что в 2012 году органами статистики было проведено наблюдение за инновационной деятельностью по 714 организациям Волгоградской области (см. табл. 1). Из них 436 являются организациями промышленных производств [13. С. 10–13].
    Для целей федерального статистического наблюдения организации предоставляют сведения об инновационной деятельности, связанной с осуществлением технологических, организационных, маркетинговых и экологических инноваций.
    Из общего числа организаций, принявших участие в статистических наблюдениях за инновационной деятельностью, 241 организация расположена на территории г. Волгограда [13. С. 33].
    В целом по региону в 2012 году инновационно активными по всем типам инноваций были 51 организация Волгоградской области, или 7,1% от числа обследованных, т.е. этими организациями в 2012 г. были произведены затраты на инновации [13. С. 8].
    Инновационно активные в отчётном году организации – это организации, ведущие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов, а также занимающиеся иными видами инновационной деятельности, в том числе осуществившие затраты на технологические, маркетинговые или организационные инновации в отчётном году [13. С. 74].

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. 2 января. № 1. Ст. 216.
    2. Приказ Росстата от 19.08.2011 г. № 367 (ред. от 06.09.2012 г.) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой труда работников и наукой» (с изм. и доп., вступающими в силу с отчета за I квартал 2013 года). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Приказ Росстата от 06.09.2012 г. № 481 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Постановление администрации Волгограда от 21.02.2011 г. № 498 (ред. от 24.01.2013 г.) «О проведении конкурса инновационных проектов социально-экономического развития Волгограда «Лучшие инновации – жителям Волгограда». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Постановление главы Волгограда от 06.09.2007 г. № 2091 (ред. от 19.11.2012 г.) «О научно-техническом экспертном совете при главе Волгограда». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    6. Постановление главы Волгограда от 20.07.2010 г. № 1768 «Об утверждении концепции промышленной политики в Волгограде на 2010–2015 годы» // «Городские вести. Царицын – Сталинград – Волгоград. 2010. 24 июля. № 77.
    7. Перекрестова Л.В. Волгоградская область–2010: потенциал инновационного развития // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 2 (15). С. 24–32.
    8. Романцов А.Н. Стратегический потенциал производственной организации: содержание и необходимость управления // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 97–99.
    9. Сазонов С.П., Ли А.Г., Киреева А.А. Маркетинг территории как основа инвестиционной привлекательности региона и перспективы развития Волгоградской области // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». Вып. 14 / ВолгГТУ. Волгоград, 2012. № 16 (103). C. 172–176.
    10. Сазонов С.П., Мордвинцев А.И., Махонина У.С. Повышение эффективности управления рисками в государственно-частном партнёрстве при реализации проектов социального инвестирования // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 38. C. 11–19.
    11. Сазонов С.П., Сорокина О.В., Вайсбейн К.Д. Формирование доходной части бюджета муниципального образования (г. Волгоград) как фактор инвестиционной привлекательности // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 38. C. 64–72.
    12. Сергей Боженов: «Волгоградская область готова ввести “налоговые каникулы” для малых производств» // Новости Mail.ru. URL: http://news.mail.ru/inregions/ south/34/politics/16080109/ (дата обращения: 20.01.2014).
    13. Статистика инноваций Волгоградской области за 2012 год: стат. обозрение / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2013. 77 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2