ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Основные направления институциональных преобразований в целях развития инновационного климата в мегаполисе

BASIC LINES OF INSTITUTIONAL REFORMS FOR DEVELOPMENT OF INNOVATIVE CLIMATE IN MEGAPOLIS



Е.Н. Ушивец
Y.N. Ushivets
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры систем технологий и товароведения ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a PhD student at technologies and commodity research department, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • институты
  • мегаполис
  • трансформация
  • глобализация
  • управление
  • инновационный климат
  • Keywords:

  • institution
  • megapolis
  • transformation
  • globalization
  • management
  • innovative climate
  • Актуальность исследования институциональных основ инновационного климата мегаполиса обусловлена требованиями эффективных преобразований, соответствующих периоду глобализации. Их целью является формирование комплекса рыночных и плановых инструментов, соединение которых обеспечивает синергетический эффект в процессе развития инновационной среды мегаполиса. Исходя из этого, автором статьи предлагается рассматривать институциональные преобразования в качестве отправной точки инновационного развития. Такой подход опирается на анализ индекса инновационности различных стран, с выделением особых функций государства и общества, присущих российской экономике. Процесс трансформации институтов представлен в статье с точки зрения диалектического единства и борьбы противоположностей и перехода количественных изменений в качественные.
    Использование таких методов исследования, как сравнительный анализ и синтез, группировка, ранжирование и обобщение с позиций системного подхода, позволило автору сделать заключение о влиянии институтов на формирование инновационного климата мегаполиса.
    Итоговые выводы отражают изложенную в статье позицию, согласно которой развитие инновационной сферы мегаполиса в условиях глобализации осуществляется на основе интегрированного воздействия формальных и неформальных, рыночных и государственных институтов, в интересах отдельных хозяйствующих субъектов и всей национальной экономики.

    The relevance of megapolis innovative climate institutional principles research is caused by demands for effective reforms that would correspond to globalization period. They are aimed at formation of a set of both market and state-controlled instruments the combination of which will ensure synergetic effect in the course of the development of megapolis innovative environment. Hence, the author suggests that institutional reforms should be considered the starting point of innovative development. Such an approach is based on the analysis of innovativeness index in different countries with some peculiar functions of the state and the society characteristic of Russian economics being defined and sorted out. The process of transformation of institutes is described from the point of view of dialectical laws of the unity and struggle of opposites and transition from quantity to quality.
    The use of such research methods as comparative analysis and synthesis, classification, ranking and generalization from the standpoint of systems approach enabled the author to come to the conclusion about existence of influence of the institutes upon formation of innovative climate in megapolis.
    The resulting conclusions reflect the viewpoint set forth in the article whereby the innovative development of megapolis under globalization is realized on the basis of integrated influence of formal and informal institutes as well as market and state-run ones in the interests of particular business entities and national economics in the whole.

    Обзор статьи

    В условиях глобализации мегаполисы становятся все более заметными в современной хозяйственной системе, занимая лидирующее положение драйверов инновационного развития. В них концентрируются наиболее востребованные экономические ресурсы, позволяющие производить наиболее инновационные блага и создающие на них спрос. В этой связи перед экономической наукой и практикой ставится задача создания инновационного климата, обеспечивающего максимально полное использование преимуществ, заложенных в мегаполисе. Ее решение во многом связано с осуществлением институциональных изменений.
    Наиболее существенные изменения, обусловливающие прогрессивные структурные преобразования в инновационной среде мегаполиса, заключаются в совершенствовании инфраструктуры инновационного процесса, а также формировании партнерских отношений между государством и бизнесом. Указанные направления, а точнее, изменения, должны осуществляться в соответствии с ранее разработанным планом, согласованным с различными заинтересованными сторонами. Более того: их следует рассматривать как полноценный механизм институциональных преобразований. При проведении институциональных преобразований необходима привязка к территориальным и отраслевым особенностям объекта исследования, в данном случае – мегаполиса. В основу этого должно быть положено сочетание инструментов рыночного и планового регулирования, которое, как известно, представляет собой современную базу экономического развития вообще. Поиск эффективного сочетания инструментов регулирования, относящихся к плановым и рыночным методам, представляет собой основу эффективного инновационного развития, наиболее полно соответствующую периоду глобализации и тем процессам, которые ее сопровождают.
    Важнейшей проблемой в рамках совершенствования инновационного климата мегаполиса является определение комплекса рыночных и плановых инструментов, соединение которых дает синергетический эффект, позволяющий с наибольшей степенью эффективности решать поставленные задачи. В современном мире не может быть противопоставления рынка и плана, наоборот: современные реалии предполагают обязательное использование и тех, и других инструментов с поиском их эффективного соотношения для различных этапов жизненного цикла отраслевого и территориального рынка.
    Таким образом, рынок и план можно рассматривать как многомерную и сложную интеграцию различных инструментов и рычагов, действующих на основе институционального подхода к управлению преобразованиями.
    Наличие у рыночных и плановых институтов общих черт и различий позволяет, с определенным допущением, характеризовать их как регуляторы, действие которых является преимущественно стихийным (рынок) или преимущественно целенаправленным (план). Принимая во внимание важнейшие принципы институциональной теории, следует подчеркнуть, что в условиях рынка деятельность хозяйствующих субъектов регулируется на основе комбинированных связей и ограничений. Это позволяет квалифицировать рыночные отношения как систему, включающую множество определенным образом организованных, различающихся по значимости и масштабу институтов. Каждый из них может рассматриваться как подсистема, взаимодействие которых формирует возникновение новых эффектов, способствующих развитию одних хозяйствующих субъектов и нередко создающих барьеры для других. Экономическая наука рассматривает это как одно проявлений противоречия рыночной системы, ослабить которое можно институциональными методами, в частности, на основе совершенствования инновационного климата.
    С этой целью в рамках институциональных методов осуществляются преобразования, направленные на эффективное соединение плановых и рыночных инструментов. Они предполагают повышение экономической самостоятельности отдельных граждан и домохозяйств, обеспечение защиты собственности, а также прав потребителей, функционирование системы общественного контроля и установление обратной связи между государством и субъектами рынка при проведении политики стимулирования инновационных процессов.
    Приоритетным направлением при этом должно стать обеспечение доступности экономических ресурсов для инновационно ориентированных хозяйствующих субъектов, различающихся по масштабу, отраслевой принадлежности и месту, занимаемому в системе расширенного воспроизводства. Такая работа по совершенствованию инновационного климата позволит повысить уровень инновационности экономики, не только мегаполиса, но и страны в целом. За последние годы в нашей стране наблюдается положительная динамика, позволяющая подниматься в мировом рейтинге стран. Так, в 2014 г. по индексу инновационности, который ежегодно составляется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) совместно с Корнельским университетом (США), наша страна заняла 49-ю позицию (см. таблицу) из 143 стран, которые подверглись такому анализу. Здесь наблюдается положительная динамика, т.к. в 2013 г. мы имели 63-ю позицию, в 2012 г. – 51-ю, а в 2011 г. – 56-ю. По мнению исследователей, у России сегодня сильные позиции по таким показателям, как патентная активность на внутреннем рынке (7–8-е место), экспорт услуг творческих отраслей (11-е место), профессиональное образование (14–15-е место). Имеются и слабые стороны: недостаточный уровень конкурентной среды, низкое качество институтов, проблемы со свободой доступа к кредитным ресурсам, слабый уровень независимости хозяйствующих субъектов, занимающихся разработкой и внедрением инноваций, отставание по таким показателям, как энергоэффективность и экологичность производственного процесса [2].

    Список использованной литературы

    1. Дмитриев М. Перспективы экономической реформы в России // Вопросы экономики. 2005. № 11.
    2. Инновации окрепли за год // Ведомости. 2014. 22 июля.
    3. Плотников В.А. Промышленное развитие и технологическая безопасность как факторы формирования инновационной экономики // Известия Юго-Западно-го государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 2. С. 17–24.
    4. Харламов А.В. Инструменты стимулирования инновационного развития экономики в условиях кризиса // Экономика и управление. 2010. № 10. С. 26–29.
    5. Харламова Т.Л. Мониторинг как инструмент управления развитием мегаполиса // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2012. № 23. С. 138–146.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2