О развитии санкт-петербурга как туристской дестинации

ON THE DEVELOPMENT OF SAINT-PETERSBURG AS A TOURIST DESTINATION



Е.Е. Шарафанова
E.E. Sharafanova
el_siver@mail.ru
зав. кафедрой рекреации и туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
Head of Recreation and Tourism Department, "Saint-Petersburg State University of Economics", Doctor of Economics, Professor
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • туристский продукт
  • информационное обеспечение
  • туристский потенциал
  • туристская дестинация
  • туроператор
  • самостоятельный туризм
  • Keywords:

  • tourist product
  • information support
  • tourist potential
  • tourist destination
  • tour operator
  • independent tourism
  • The relevance of the article results from the foreign political conditions for tourism development that have changed since 2014. It also reflects the reduced population's demand for tourist services along with instability of the performance on the tour operators market. Increasing interest in the domestic tourism leads to increasing competition among domestic tourist destinations which calls for clarification of challenges dealing with tourism development in Saint-Petersburg.
    The article presents a short summary of the results of 2014 tourist season. It substantiates the increased importance of the tourist product information support and reveals a considerably lagging performance of Saint-Petersburg as opposed to Moscow in terms of the volumes of the services provided. The methods of the research are the logical analysis and a method of comparison.
    The key message of the article is that it is necessary to intensify the compaign of further pro-moting Saint-Petersburg tourist resources.
    The author's contribution to the development of the theme is that of substantiating the underuse of Saint-Petersburg potential as a tourist destination.

    Актуальность темы статьи обусловлена изменившимися за 2014 год внешнеполити-ческими условиями развития туризма, снижением платежеспособного спроса населения на туристские услуги, нестабильностью работы туроператоров. Рост интереса к внутрен-нему туризму ведет к обострению конкуренции между отечественными туристскими дестинациями, что требует уточнения задач развития туризма в Санкт-Петербурге.
    В статье кратко обобщены итоги туристского сезона 2014 года, обосновано повы-шение значения информационного обеспечения туристского продукта, показано сущест-венное отставание Санкт-Петербурга от Москвы по объему оказанных туристских услуг. Методами исследования являются логический анализ, метод сравнения.
    Основной вывод статьи заключается в необходимости интенсификации кампании по продвижению туристских возможностей Санкт-Петербурга.
    Вклад автора в развитие темы состоит в обосновании неполного использования по-тенциала Санкт-Петербурга как туристской дестинации.

    Обзор статьи

    Отечественный туризм сегодня пере-живает нелегкие времена. Многочислен-ные банкротства туроператоров летом 2014 года серьезно подорвали доверие ту-ристов к их услугам. По оценкам экспер-тов, в общей сложности экстренная по-мощь была оказана более чем 38 000 че-ловек. Основное количество туристов обанкротившихся туроператоров находи-лось в Болгарии, Греции, Испании, Тур-ции, Италии, Тунисе, Черногории, Хорва-тии, Китае и других странах. Предвари-тельная сумма затрат на их эвакуацию со-ставила 290 миллионов рублей [6].
    По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения [4], ле-том 2014 года отпуском воспользовались 63% граждан Российской Федерации, из них 38% отдыхали дома (в 2013 г. – 28%). Только 25% граждан в период отпуска совершили путешествия.
    Снижение доверия туристов к туропе-раторам сопровождается ростом интереса к самостоятельному туризму. Альтерна-тивой зависимости от возможной недоб-росовестности туроператоров стало само-стоятельное комплектование туров, в том числе в страны дальнего зарубежья. Обла-стью потребительской активности в дан-ном случае является приобретение или бронирование разнородных услуг, к кото-рым относятся услуги транспорта, прожи-вания, питания. Развитие самостоятельно-го туризма активизировало деятельность некоммерческих организаций туристов в области обеспечения туристов информа-цией о поставщиках услуг транспорта, размещения, питания в регионах и стра-нах временного пребывания [1; 2; 3].
    В контексте событий трудного тури-стического сезона 2014 года достовер-ность информации о структуре и условиях предоставления туристского продукта стала одной из основных характеристик его качества. Мы выделяем три основных аспекта информационного обеспечения туристского продукта:
    - информация, предоставляемая туро-ператором;
    - информация, предоставляемая по-ставщиками услуг (транспорта, прожива-ния, питания);
    - информация, предоставляемая тури-стской дестинацией.
    В рамках самостоятельного туризма существенно возрастает роль двух по-следних аспектов. Самостоятельный ту-ризм исключает зависимость ожиданий туристов от культуры обслуживания по-требителя в организации-туроператоре, от его финансового состояния и добросове-стности, а также искажение информации о характеристиках услуг, формирующих туристское впечатление, посредником-туроператором. Можно говорить, что са-мостоятельное комплектование туров по-тенциально позволяет получить большее соответствие ожидаемых и фактических их характеристик [5]. Поэтому достовер-ность и доступность информации прямо влияет на посещаемость туристской дес-тинации.
    Наиболее общее представление о привлекательности туристских центров дают международные рейтинги, обзор ко-торых представлен российской коммуни-кационной группой AGT [3].
    Приведенные данные свидетельству-ют о том, что высочайший туристский потенциал Санкт-Петербурга используется лишь в незначительной его части. Это проблема осознается и руководством города, и предпринимателями, и исследователями.
    Нарастание международной напря-женности представляет собой серьезную угрозу развитию въездного туризма в Рос-сию и Санкт-Петербург в частности. Сей-час, вероятно, наиболее актуальной зада-чей является не столько развитие инфра-структуры туризма, стимулирование ин-вестиционной активности предпринима-телей, сколько продуманная и активная кампания по продвижению Санкт-Петер-бурга на внешние и внутренние турист-ские рынки. Позиционирование города как туристского центра, обеспечиваю-щего знакомство с мировыми культурными ценностями всем посетителям независимо от национальности и гражданства, гаран-тирующего безопасность туристов, пред-лагающего услуги, конкурентоспособные по соотношению цена/качество, должно находиться в центре внимания профес-сионалов в сфере туризма.

    Список использованной литературы

    1. Борзенец Н.Н. Интернет-техноло-гии как средство повышения эффективно-сти и качества туристических услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии: научно-практи-ческий журнал. 2012. № 2(12). С. 119–124.
    2. Борзенец Н.Н. Инновационные воз-можности повышения качества обслужи-вания населения: развитие самодеятельно-го туроперейтинга // Экономика и пред-принимательство. 2013. Т. 7. № 1. С. 294–297.
    3. Исследование АГТ: Российские го-рода в международных туристических рейтингах–2014 // Центр гуманитарных технологий: [сайт]. URL: http://gtmarket.ru/ news/2014/05/23/6783 (дата обращения: 30.09.2014).
    4. Объем платных туристских услуг населению по субъектам Российской Фе-дерации // Федеральная служба государ-ственной статистики: [сайт]. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b13_78/Main.htm (дата обращения: 30.09.2014).
    5. Россияне не отказываются от путе-шествий // Сайт торгово-промышленной палаты Российской Федерации. URL: http: //www.tpprf.ru/ru/interaction/committee/ komtur/news/51226/ (дата обращения: 30.09.2014).
    6. «Турпомощь» вернула в Россию всех клиентов обанкротившихся фирм // Новости на «Mail.ru». URL: http://news. mail.ru/economics/19683260/ (дата обра-щения: 30.09.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2