ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Cпецифика использования инструментов рынка и мер государственного регулирования в процессе оказания образовательных услуг

SPECIFIC FEATURES OF USING MARKET TOOLS AND MEASURES OF STATE REGULATION IN PROVIDING EDUCATIONAL SERVICES



И.С. Климов
I.S. Klimov
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
candidate for PhD at the Department of Economics and Management of St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • регулирование сферы образования
  • рыночные регуляторы
  • государственные меры регулирования
  • взаимодействие рыночных и государственных регуляторов
  • образовательные услуги
  • Keywords:

  • regulation of educational sphere
  • market regulators
  • educational services
  • state measures of regulation
  • interaction of market and state regulators
  • Актуальность исследования заключается в необходимости использования рыночных регуляторов при существующей системе государственного регулирования с учетом специфики рынка образовательных услуг.
    Работа базируется на актуальных правовых положениях в сфере образования, а также на практических исследованиях в данной области. В статье обосновывается необходимость использования всех форм и методов прямого государственного регулирования.
    Полученные в исследовании результаты ориентированы на налаживание взаимосвязей между всеми участниками рынка образовательных услуг. Автором обоснована необходимость усиления роли государства в процессе формирования рынка образовательных услуг.

    The need to use market regulators under the current system of state regulation taking into consideration the specific features of educational services market makes the research a relevant one.
    The study is based on relevant legal regulations in educational sphere as well as on practical research in the area in question. We prove the need to apply all forms and methods of direct state regulation.
    The results obtained are targeted at improving the interaction of all participants of educational services market. We substantiate the need to increase the role of the state in forming the market of educational services.

    Обзор статьи

    Современные тенденции развития отечественного рынка образовательных услуг свидетельствуют о поступательных преобразованиях, происходящих в этой сфере. При этом, основная специфика заключается в необходимости использования рыночных регуляторов при существующей системе государственного регулирования. Отказ от государственного регулирования в сфере предоставления образовательных услуг становится затруднительным из-за сложившихся предпосылок. Поэтому переход на полностью рыночные методы регулирования представляется автору достаточно длительным и сложным процессом. В связи с этим в настоящее время требуются эффективные меры по налаживанию действенной системы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов на рынке образовательных услуг.
    Отметим в этой связи, что специфика использования экономических регуляторов в целом заключается в том, что используемые механизмы и функционирующие институты должны способствовать развитию не только сферы образовательных услуг, но и других смежных отраслей, что становится возможным при эффективном распределении ресурсов и соблюдении пропорций между ними [4]. Таким образом, при усилении влияния рыночных факторов в данный процесс должны быть вовлечены рыночные формы, представляющие собой определенную совокупность, адаптированную для сферы образовательных услуг. В результате, функционирующая система регулирования рынка образовательных услуг должна способствовать росту не только экономической, но и социальной эффективности субъектов хозяйствования на этом рынке. Отладка подобного механизма в современных условиях развития народнохозяйственной системы в целом должна осуществляться на федеральном уровне. Это позволит, на наш взгляд, обеспечить достижение поставленных целей в скорейшие сроки.
    В связи с тем, что на государственном уровне власти отмечается особая значимость сферы образования для народного хозяйства страны в целом, рынок образовательных услуг также должен оказывать существенное влияние на развитие остальных отраслей и сфер деятельности. При этом следует учитывать, что в настоящее время развитию сферы услуг в целом на государственном уровне уделяется внимание только в части правового обеспечения, которое позволяет субъектам данной сферы участвовать в различного рода программах развития. Однако сами программы имеют стратегическую перспективу и составлены таким образом, что основная финансовая нагрузка ложится на коммерческие организации. Такой подход свидетельствует о недостаточно эффективном государственном регулировании и преобладании рыночных регуляторов в развитии отраслей сферы услуг. Для сферы образовательных услуг такое положение недопустимо, так как становятся труднодостижимыми те стратегические ориентиры развития, которые определены в основных положениях социально-экономического развития страны.
    Следовательно, развитие сферы образовательных услуг должно осуществляться отличным от других отраслей сферы услуг способом и с применением тех мер регулирования, которые отвечают актуальным потребностям рынка. Именно баланс рыночных и государственных регуляторов должен быть положен в основу эффективного развития рынка образовательных услуг. Отметим в этой связи, что в таких условиях значительно возрастает роль общественных организаций, коммерческих предприятий и населения. При этом эффективность воздействия перечисленных выше субъектов будет более очевидной при действенном правовом регулировании. В настоящее время меры со стороны общественных и коммерческих организаций носят рекомендательный характер. При этом на федеральном и региональном уровнях утверждаются положения, направленные на обеспечение государственно-общест-венного взаимодействия.
    Так, например, согласно Распоряжению от 11 февраля 2013 года № 279-Р «О плане мероприятий по реализации Концепции развития государственно-общест-венного управления образованием в Санкт-Петербурге на 2013–2015 годы» [2], на региональном уровне совершенствованию организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием будут способствовать следующие меры:
    - совершенствование работы органов образовательных учреждений в соответствии с новым законом «Об образовании»;
    - совершенствование нормативной базы образовательных учреждений;
    - разработка общественной модели оценки качества образовательных услуг;
    - формирование института общественных экспертов;
    - разработка и принятие Этического кодекса педагога Санкт-Петербурга.
    Помимо мер, направленных на совершенствование организационно-правовых условий, документом [2] предусмотрена популяризация данного процесса среди жителей города.
    Среди основных мероприятий в этом направлении можно выделить следующие: разработка концепции информационно-консультационных сервисов; организация совместной деятельности с Союзом педагогов Санкт-Петербурга; разработка методических рекомендаций для представителей общественности.
    Также предусматриваются меры по научному и организационному сопровождению развития государственно-общест-венного управления образованием в городе и кадровое обеспечение Концепции. При этом в документе не определены источники и суммы финансирования данного Положения. Отметим в этой связи, что некоторые из мер уже приняты к реализации на уровне отдельных образовательных учреждений. Однако они не носят массовый характер. В результате отсутствия механизма реализации ряда положений Концепции каждое из учреждений вырабатывает индивидуальный подход. При этом в целом отмечается затратность данных мероприятий при отсутствии гарантированного результата. Таким образом, привлечение общественности к решению проблем оказания качественных образовательных услуг дополняет список тех правовых положений, которые не отвечают современным потребностям рынка и не могут быть реализованы всеми участниками ввиду отсутствия действенных механизмов.
    В целом, следует отметить, что в последние 10–15 лет было принято значительное количество правовых документов, формирующих систему образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако некоторые из них так и не нашли своей реализации. Таким образом, правовое регулирование в сфере образования формируется эмпирическим путем. Такое положение, на наш взгляд, не только не способствует развитию системы образования, формированию рынка образовательных услуг, но и является существенным сдерживающим фактором, не позволяющим учитывать происходящие на рынке изменения.
    По нашему мнению, именно от государства будет зависеть эффективность не только государственных, но и рыночных регуляторов. Отметим в этой связи, что государственное регулирование сферы образования заключается в основном в эффективном распределении ресурсов и доходов.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 03.09.2014).
    2. Распоряжение от 11 февраля 2013 года № 279-Р «О плане мероприятий по реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге на 2013–2015 годы» // Справочно-правовая система «Право.ru». URL: http://docs.pravo.ru/ document/view/32352257/34544679/ (дата обращения: 03.09.2014).
    3. Приоритетный национальный проект «Образование» // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/ (дата обращения: 03.09.2014).
    4. Соотношение рыночных и правовых регуляторов в развитии отраслей экономики // Факультет электроники и вычислительной техники ВолгГТУ: [сайт]. URL: http://fevt.ru/load/rynochnye_pravovye_ reguljatori/100-1-0-1564 (дата обращения: 03.09.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2