Организационно-методологические основы стратегического планирования развития туризма в России

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL BASICS OF STRATEGIC PLANNING OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA



И.Б. Кумышева
I.B. Kumysheva
dekanat205@yandex.ru
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Нальчикского института кооперации (филиал) АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», кандидат экономических наук
senior teacher at the Department of Economics and Management of Nalchik Institute of Cooperation (branch) of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, PhD in Economics, Nalchik
г. Нальчик
Nalchik

Ключевые слова:

  • туризм; стратегия развития туризма; стратегическое планирование; регион; туристское предприятие; индустрия туризма; внутренний туризм
  • Keywords:

  • tourism; strategy of tourism development; strategic planning; region; tourist enterprise; tourism industry; domestic tourism
  • В статье рассмотрены основные характеристики процесса разработки стратегического плана развития туризма, выявлены проблемы, тенденции развития туризма и представлены целевые показатели деятельности в индустрии туризма на перспективу.
    В современных условиях экономической деятельности все большее значение приобретает разработка сбалансированного механизма функционирования всех подсистем туристской индустрии, повышение качества обслуживания туристов, увеличение объемов финансирования федеральных и региональных программ развития туризма.
    В статье нашли отражение основные направления развития внутреннего и въездного туризма, разработаны предложения по усилению контроля за деятельностью туроператорских компаний, что будет способствовать повышению качества туристского обслуживания в современных условиях.

    We look at the main characteristics of developing a strategic plan of tourism development, reveal problems and trends of tourism development and present long-term performance targets of tourism industry.
    Under modern economic conditions the development of a balanced mechanism of all subsystems of tourist industry, improving the quality of service, increasing funding of federal and regional programs of tourism development are becoming more important.
    We reveal the main trends of developing inbound and domestic tourism and offer measures to increase the control over tour operators to improve the quality of service under modern conditions.

    Обзор статьи

    Сбалансированное развитие экономики осуществляется на основе учета всех факторов и взаимосвязей, оказывающих воздействие на социально-экономическую систему страны. Туризм является составной частью единой социально-экономической системы страны и развивается с учетом общих условий, внешних и внутренних факторов и представленных в данный период времени возможностей. Как известно, организация туристской деятельности осуществляется на основе действующего законодательства и совокупности юридических и физических лиц в области туризма, с одной стороны, и потребителей туристских услуг, с другой стороны. Деятельность предприятий туристской индустрии следует планировать на основе разработки бизнес-плана и стратегии на определенный период времени. На региональном уровне планирование деятельности в индустрии туризма охватывает вопросы формирования концепции и региональных программ по основным направлениям. В сфере разработки федеральных комплексных программ развития туристской деятельности необходимо обращать внимание на субъективные факторы территориальных преимуществ, оказывающих влияние на развитие отдельных туристско-рекреационных территорий в масштабах страны.
    Как отмечает Г.М. Романова в монографии «Стратегическое планирование развития туризма в регионе», «планирование деятельности в туристской индустрии на государственном и региональном уровнях приносит ряд положительных факторов, а именно:
    - определение общих проблем и направлений совершенствования туризма, целей в области развития туризма и путей их достижения;
    - развитие туризма в каждом регионе и в стране в целом должно быть обеспечено таким образом, чтобы природные ресурсы и объекты культурно-исторического наследия сохранялись и приносили эстетические впечатления туристам;
    - направления развития туризма должны быть составной частью общих направлений развития страны с учетом взаимозависимости предприятий различных отраслей экономики;
    - создание возможностей для согласованного развития всех элементов туристской индустрии» [3. С. 70–74].
    Оптимизация социальных и экономических процессов в области развития и совершенствования туристской деятельности необходима для получения качественного результата в виде увеличения количества туристов или повышения доходов туристских предприятий. Планирование туризма, как системы, должно быть нацелено на взаимосвязанное развитие всех составных элементов туристской индустрии.
    Важное значение для дальнейшего развития туризма в стране имеет формирование обновленной базы данных по имеющимся особо охраняемым территориям и территориям, привлекательным для туристской деятельности. Разработка программ инвестиционной привлекательности туристских районов невозможна без использования современных, оперативных, мониторинговых показателей и экономической оценки туристских ресурсов. Основные направления совершенствования туристской деятельности в стране нашли свое отражение в разрабатываемых на государственном уровне прогнозных документах развития туризма.
    Разработанная «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.» является неотъемлемой частью Концепции социально-экономического развития страны на данный период и полностью соответствует рассмотренным вопросам государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы», а также продолжает реализовывать запланированные в предыдущие годы мероприятия в сфере туризма [1].
    В качестве важного инструмента реализации представленного выше прогнозного документа в области развития туризма в стране рассматриваются федеральные и региональные целевые программы развития туризма по субъектам Российской Федерации.
    На основе проведенного анализа современного состояния и положения с развитием внутреннего туризма можно сделать вывод, что в настоящее время было уделено недостаточно внимания вопросам его улучшения.
    Кроме проблем с развитием внутреннего туризма особое внимание необходимо уделить вопросам совершенствования деятельности в области развития въездного туризма. К наиболее существенным факторам, которые тормозят развитие въездного туризма в современных условиях, относятся:
    - созданный в медиаиндустрии иностранных государств образ России, как страны, некомфортной для пребывания иностранных туристов;
    - несколько отсталая техническая база предприятий размещения туристов, использование оборудования, срок службы которого по некоторым параметрам завершен;
    - очень незначительный процент гостиничных предприятий 2* с достаточно хорошим уровнем обслуживания для приема бюджетных туристов;
    - низкое качество обслуживания туристов в некоторых предприятиях сферы туристской деятельности;
    - достаточно высокие цены на туристское обслуживание по сравнению с аналогичными услугами в западных странах.
    Основным направлением политики государства в области развития туризма является создание современной, имеющей большое количество конкурентных преимуществ, индустрии туризма и гостеприимства, обеспечивающей всевозрастающие потребности туристов в предоставлении огромного ассортимента различных услуг и товаров.
    В таблице представлены целевые показатели развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Для реализации поставленных перед сферой туризма задач требуется предусмотреть увеличение расходов на финансирование объектов гостиничного и туристского профиля. Потребность туристской индустрии в регулярном финансировании из общегосударственных и общерегиональных источников связана с проведением деятельности в области улучшения качества туристских товаров и услуг и продвижении их на международный туристский рынок. Деятельность по улучшению качества отечественного туризма связана с проведением качественных маркетинговых исследований, активизацией проведения рекламных мероприятий, организацией и проведением международных туристских выставок, конференций, формированием крупного пакета инвестиционных решений в области развития туристской деятельности.

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2014. 16 июня. № 24. Ст. 3105.
    2. Приложение к Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ. 2014. 16 июня. № 24. Ст. 3105.
    3. Романова Г.М. Стратегическое планирование развития туризма в регионе. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
    4. Всемирная туристская организация (UNWTO): [сайт]. URL: www2.unwto.org/ ru
    5. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: www.gks.ru

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2