ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Эффективный менеджмент в современной системе образования как необходимое условие ее модернизации

EFFECTIVE MANAGEMENT IN MODERN SYSTEM OF EDUCATION AS NECESSARY CONDITION FOR ITS MODERNIZATION



Т.Л. Харламова
T.L. Kharlamova
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет», доктор экономических наук, доцент
associate professor at the Department of Management of St. Petersburg State University of Trade and Economics, Doctor of Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • менеджмент в высшей школе
  • вуз
  • конкурентоспособность вуза
  • модернизация
  • глобализация
  • образовательные услуги
  • Keywords:

  • management in higher school
  • institution of higher education
  • competitiveness of an institution of higher education
  • modernization
  • globalization
  • educational services
  • Влияние уровня и качества человеческого капитала на формирование экономики знаний становится сегодня необходимым условием построения соответствующей многоуровневой системы национального образования. Это рассматривается как приоритетная задача, соответствующая требованиям глобализации и условиям модернизации российской экономики. Важность ее решения для повышения национальной и глобальной конкурентоспособности обусловливает актуальность темы представленной статьи.
    Для осуществления практических шагов, направленных на модернизацию производства образовательных услуг, автором предлагается последовательность управленческих действий, структурно включающая пять базовых этапов. При этом подчеркивается, что наибольший результат от модернизации будет достигаться в том случае, если она будет носить комплексный характер и опираться на использование ресурсов, предоставляемых различными источниками. В этой связи автор рассматривает возможности привлечения средств грантов и целевых программ, анализируя соответствующие правительственные документы.
    В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, выделение этапов, классификация, структурирование и декомпозиция целей и задач.
    Основываясь на проведенном исследовании ключевых направлений эффективного развития системы высшего образования, автор делает вывод о необходимости социально ориентированных действий в рамках взаимовыгодного сотрудничества вузов и бизнес-сообщества.

    The influence of the level and quality of human capital on forming the economy of knowledge is becoming a necessary condition for building a relevant multi-level system of national education. It is seen as a priority meeting the needs of globalization and the conditions for the modernization of Russian economy. The importance of this problem for increasing national and global competitiveness determines the relevance of the research.
    To take practical steps aimed at modernization of educational services we suggest a consequence of managerial actions consisting of five basic stages. Meanwhile we insist that the maximum result of modernization can be achieved provided that the modernization has complex character and is based on the resources supplied by various sources. In connection with this we consider possibilities to attract grants and special purpose programs having analyzed relevant government documents.
    Such methods as analysis and synthesis, distinguishing of stages, classification, structuring and decomposition of tasks and aims are used in the research.
    Based on researching the key directions of developing the higher education system we come to the conclusion about the need to take socially-oriented measures within mutually beneficial cooperation of institutions of higher education and business community.

    Обзор статьи

    Сложные трансформации в социально-экономической сфере, сопровождающие процесс глобализации, коренным образом меняют сложившиеся на сегодняшний день представления о занятости, уровне образования, образе жизни людей и их традициях, что способствует расслоению общества не только по материальному, но и по интеллектуальному уровню. Этот процесс тесно связан с расширением масштабов деятельности, связанной с образованием, научными исследованиями и интеллектуальными услугами. Как показывает практика экономически развитых стран, доля таких услуг, как в общей системе занятости, так и в структуре ВВП, постоянно увеличивается. Постоянно набирает силу и такой важный фактор, как развитие интернет-экономики. Все это формирует условия для перехода к экономике знаний, представляемой как интегрированная система постиндустриального общества и интернет-экономики.
    Влияние уровня и качества человеческого капитала на формирование экономики знаний становится своего рода стимулом для построения соответствующей этому системы образования, особенно – высшего и среднего специального. Исходя из этого, создание многоуровневой системы национального образования рассматривается как приоритетная задача, соответствующая не только требованиям глобализации, но и условиям модернизации российской экономики.
    На уровне вуза важным шагом в этом направлении становится модернизация производства образовательной услуги. Рассмотрим необходимую для ее реализации последовательность управленческих действий, структурно включающую пять базовых этапов.
    Содержанием первого этапа является выделение факторов, оказывающих существенное влияние на оказание научно-образовательных услуг, и их классификация по времени и значимости. При этом определяется перечень внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на процесс производства образовательной услуги для данного вуза. Они дополнительно могут быть разделены на факторы положительного, отрицательного и нейтрального воздействия, а также – на факторы, действующие в кратко-, средне- и долгосрочном периоде.
    На втором этапе прогнозируются возможные последствия для реализации конкретной образовательной услуги или программы – как результат воздействия факторов, выявленных в ходе первого этапа. В рамках этого осуществляется разработка альтернативных управленческих решений, направленных на модернизацию действующей в вузе образовательной системы. Согласно распространенным в современном менеджменте подходам, управленческие решения можно классифицировать следующим образом:
    1. Прямые управленческие решения, имеющие конкретную направленность и не связанные с другими управленческими решениями, т.е. носящие локальный характер. В качестве примера такого решения может рассматриваться оценка уровня конкурентоспособности образовательных программ или вуза в целом в результате модернизации.
    2. Взаимосвязанные управленческие решения, предполагающие высокую степень их согласованности друг с другом.
    3. Дублирующие управленческие решения, нередко встречающиеся на практике, особенно – в крупных вузах, имеющих сложную организационную структуру управления. Для снижения возможных неэффективных расходов возникает задача по выявлению и устранению дублирования.
    4. Противоречивые управленческие решения, также присущие крупным вузам со сложной организационной структурой, построенной по горизонтальному принципу. Хотя отдельные решения могут быть обоснованными, в комплексе они нередко противоречат друг другу, что также сопряжено с дополнительными расходами, при незначительном, или даже негативном, результате.
    На третьем этапе на основе анализа альтернативных вариантов происходит выбор желаемого базового варианта управленческого решения, позволяющего обеспечить максимальный эффект от использования факторов, позволяющих проводить модернизацию работы вуза. Далее осуществляется конструирование управленческого решения с учетом всех факторов, оказывающих существенное влияние на предоставление образовательной услуги. Это обеспечивает реальный результат модернизации образовательного процесса и повышение уровня конкурентоспособности вуза.
    На последнем, четвертом, этапе происходит принятие и реализация управленческого решения на основе его формализации и доведения до исполнителей. В процессе реализации осуществляется контроль, как за процессом его реализации, так и за полученным результатом.
    Практическое осуществление управленческих действий, сгруппированных по указанным четырем этапам, во многом будет зависеть от того, насколько эффективно вуз использует возможности, которые предоставляют современные управленческие, научно-образовательные и информационные технологии. Это должно базироваться на проведении ситуационного анализа, прогнозировании, обеспечении информационной открытости, оптимизации документооборота и т.д.
    На эффективность процесса управления фундаментальное воздействие оказывает исходная информация, поскольку ее неполнота или искажение затрудняют, или даже делают невозможным, процесс принятия обоснованного решения. В вузах, насчитывающих большое количество факультетов (а порой и институтов), кафедр, лабораторий, управлений, отделов и др., циркулирует огромное количество различных документов. При этом за получение исходной информации могут отвечать различные подразделения и должностные лица, что, несомненно, усложняет деятельность по проверке полноты, релевантности, достоверности и своевременности информации. С другой стороны, это позволяет менеджменту вуза, получая информацию из различных структурных подразделений, сравнивать ее и определять наличие расхождений для дальнейшей, более тщательной проверки, что требует и модернизации документооборота.

    Список использованной литературы

    1. О распределении субсидий на реализацию ФЦП развития образования на 2011–2015 годы в части, касающейся разработки и внедрения программ модернизации систем профессионального образования субъектов РФ, между бюджетами субъектов РФ // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/2131 (дата обращения: 02.09.2014).
    2. Ковалев В.А. Система профессиональной подготовки в России и Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 2.
    3. Мелехин В.Б., Павлюченко Е.И. Модели управления финансовыми средствами вуза в условиях неопределенности // Научно-технические ведомости. СПбГПУ. Экономические науки. 2009 Т. 1. № 2–1 (75).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2