ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Ключевые вопросы современного развития туристской индустрии Российской Федерации в сфере въездного и внутреннего туризма

KEY ISSUES OF MODERN DEVELOPMENT OF TOURIST INDUSTRY IN RUSSIAN FEDERATION IN SPHERE OF INBOUND AND DOMESTIC TOURISM



В.О. Яковлева
V.O. Yakovleva
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономической теории и экономической политики ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD at the Department of Economic Theory and Economic Policy of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туризм
  • туристская индустрия
  • внутренний туризм
  • туристские услуги
  • въездной туризм
  • регионы
  • Российская Федерация
  • Keywords:

  • tourism
  • tourist industry
  • tourist services
  • inbound tourism
  • domestic tourism
  • regions
  • Russian Federation
  • Актуальность исследования ключевых вопросов современного развития туристской индустрии Российской Федерации в сфере въездного и внутреннего туризма обосновывается текущим развитием туристских территорий страны и необходимостью разработки стратегии продвижения туристских центров, направленной на формирование устойчивого конкурентоспособного положения России на международном и внутреннем рынке туристских услуг. Отсутствие системного подхода к проводимой кампании по продвижению туристских центров и территорий приводит к снижению его привлекательности в глазах туристов, формированию неблагоприятного имиджа страны, а следовательно, снижению темпов роста объемов въездного и внутреннего туризма, недополучению доходов, неэффективному расходованию бюджетных средств и т.д.
    Целью настоящего исследования является выделение и систематизация ключевых проблем современного развития российской туристской индустрии и разработка предложений по формированию комплекса мероприятий для создания интегрированной и скоординированной системы продвижения туристского продукта и туристских центров России на внутреннем и международном рынках.
    В ходе исследования использовались такие методы, как сравнительный анализ, классификация, синтез и группировка, а также системный подход к исследованию проблем продвижения российских туристских территорий и услуг для внутреннего и въездного туризма.

    The relevance of researching the key issues of modern development of tourist industry of the Russian Federation concerning inbound and domestic tourism can be explained by the current development of tourist destinations in the country and the need to develop a strategy of promoting tourist centers aimed at forming a stable competitive position of Russia on international and domestic market of tourist services. No system approach to the campaign to promote tourist destinations and territories results in their decreasing appeal for tourists, creating an unfavorable image of the country, slower growth of inbound and domestic tourism, money losses, inefficient spending of budgetary funds, etc.
    The research is aimed at revealing and systemizing the key problems of modern development of Russian tourist industry and making suggestions concerning a complex of measures to create an integrated and coordinated system of promoting a tourist product and tourist destinations of Russia on international and domestic markets.
    In the study we use such methods as comparative analysis, classification, synthesis and grouping as well as system approach to research the problems of promoting Russian tourist destinations and services for domestic and inbound tourism.

    Обзор статьи

    В современном мире международный рынок туристских услуг – это динамично развивающаяся сфера мирового хозяйства, которая создает порядка 15% мирового валового внутреннего продукта. При этом в общемировом обороте туристской индустрии находится примерно 9 трлн. долларов. Доходы от отрасли являются основной статьей бюджета как минимум для одной трети стран-участниц, для 80 государств это одна из 5 основных статей бюджетных поступлений. Более того, ввиду высокого инвестиционного мультипликатора индустрия туризма остается чрезвычайно привлекательной для инвестирования.
    Россия имеет огромный потенциал для развития собственного рынка туристских услуг. В первую очередь следует отметить рекреационный и ресурсный потенциал территории страны – количество и качество природных и культурно-исторических ресурсов, которые благодаря своей уникальности, экзотичности, доступности могут быть востребованы среди потенциальных туристов.
    Однако, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, доля России в мировом туристском потоке незначительна. Эксперты Всемирной туристической организации оценивают потенциальные возможности России по приему иностранных туристов до 40 млн. человек в год, что в несколько раз больше, чем показывает сегодняшняя статистика. И соответственно место России в седьмом десятке общемирового рейтинга въездного туризма сложно оценить как положительный результат.
    Тем не менее, есть определенные тенденции по улучшению сложившейся ситуации. Обратимся к статистическим данным. Объемы въездного туризма в Россию, начиная с 2010 года, постоянно растут (см. таблицу) [6]. Важнейшими для России странами-контрагентами в этой сфере остаются: Германия, Китай, США, Великобритания, Турция, что говорит о востребованности российских туристических услуг в промышленно развитых странах, притом наблюдается существенный рост туристского потока из стран Юго-Восточной Азии, Австралии и Латинской Америки.
    Для выделения ключевых проблем современного развития туристской индустрии Российской Федерации в сфере въездного и внутреннего туризма целесообразно проанализировать сильные и слабые стороны этого вида деятельности (провести SWOT-анализ). В результате проведения анализа выявляется следующий круг проблем: отсутствие стратегии вывода туристического продукта на внешний рынок, сложность определения уникальности, позиционирования и продвижения туристских территорий и центров, недостаточная рекламно-информа-ционная кампания по продвижению национальных туристских услуг, проведению мероприятий по повышению привлекательности страны как туристского центра, неэффективная схема бизнес-процес-сов целом.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ «Об основах туристской, деятельности в РФ» от 24.11.96 г. № 132-Ф3 (ред. от 31.05.2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Распоряжение Президента Российской Федерации «О проведении Года российского туризма в Китайской Народной Республике и Года китайского туризма в Российской Федерации» от 13.02.2012 г. № 53-рп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Сигова М.В. Принципы и условия безопасного развития туристских регионов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 2 (53). С.60–64.
    5. Италия–Россия: год туризма 2013–2014: [сайт]. URL: http://ru.italiagodturisma. com/anno-del-turismo/ (дата обращения: 25.09.2014).
    6. Показатель роста въездного турпотока опустился на уровень 2008 года // RATA-news: [сайт]. URL: http://www. ratanews.ru/news/news_14032014_2.stm (дата обращения: 07.10.14).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2