ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Предпринимательская деятельность в научно-образовательной сфере в XXI веке

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPHERE IN XXI CENTURY



А.А. Горбунов
А.А. Пальмин
A.A. Gorbunov
A.A. Palmin
gorbunov39@bk.ru
gorbunov39@bk.ru
вице-президент инновационно-образовательного консорциума «Смольный институт РАО», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Заслуженный строитель РФ, академик РАЕН
соискатель кафедры экономики и менеджмента АНО ВПО «Смольный институт РАО»
vice-president of innovation-educational consortium Smolny Institute of Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, professor, Honorary Figure of Russian Higher Education, Emeritus Builder of the Russian Federation, member of the Academy of Natural Sciences
candidate for PhD at the Department of Economics and Management of Smolny Institute of Russian Academy of Sciences
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • предпринимательство
  • предпринимательский потенциал
  • научно-образовательная сфера
  • предприимчивость
  • инновационный труд
  • Keywords:

  • entrepreneurship
  • entrepreneurial potential
  • scientific-educational sphere
  • enterprise
  • innovation labour
  • В статье рассматривается новый тип предпринимательства в научно-образователь-ной сфере, которое соотносится со всеми видами человеческой деятельности.
    Анализируется роль университета в истории предпринимательства, исследуется роль России в начале XXI века и ее интеллектуально-предпринимательский вклад в создание новой парадигмы развития человечества.

    We look at the new type of entrepreneurship in scientific-educational sphere that is related to all kinds of human activity.
    We analyze the role of university in the history of entrepreneurship and research the role of Russia in the beginning of XXI century and its intellectual and entrepreneurial contribution to creating a new paradigm of humankind development.

    Обзор статьи

    В научно-образовательной сфере возможно возникновение нового типа предпринимательства, имеющего наибольшие перспективы в разрешении накопившихся социальных, экономических и политических проблем России к началу XXI века. Проблемы формирования предпринимательского потенциала научно-образова-тельной сферы в XXI веке выходят за рамки развития собственно науки и образования и становятся проблемами развития прогрессивной социально-экономи-ческой эволюции всего человечества и, в частности, России. Поэтому важным представляется уточнить определение понятия «предпринимательство» в его применении к научно-образовательной сфере и к ее структурной единице, в частности, университету.
    В последние десятилетия появилось множество работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных теории предпринимательства.
    Среди авторов можно выделить таких как П. Друкер, М. Питерс, Р. Хизрич, А. Хоскинг, В. Автономов, А. Агеев, Ч. Азимов, В. Андреев, А. Асаул, Г. Багиев, А. Бусыгин, А. Горбунов, Г. Гинс, C. Жилинский, Т. Зубарева, Т. Игнатов, Т. Кашанина, М. Кулагин, В. Лаптев, М. Лапуста, С. Никитин, Ю. Помпеев, С. Сметанин, К. Татеси, И. Феклистов, Г. Черников, В. Яковлев и мн. др.
    Бесспорно, что обилие работ в области теории предпринимательства не привело к всесторонне ясному и четкому пониманию предпринимательства как целостного общественного явления. Как отмечают многие авторы, в научной литературе нет четкого определения сущности предпринимательства.
    По нашему мнению, в настоящее время следует понимать сущность предпринимательства как предпринимательское творчество в экономической, финансовой и коммерческой деятельности организации.
    При этом предпринимательское творчество невозможно отделить от его практического характера. Предприниматель – тот, кто практически осуществляет свою идею в реальных условиях. В научной литературе называют свойства, присущие предпринимателю: инициативность, готовность рисковать, устремленность на достижение выдающихся успехов и мн. др. Но все они тоже, так или иначе, сводятся к одному основному свойству – к предприимчивости.
    Предприимчивость, по мнению Ю. Помпеева, есть достижение цели «посредством самостоятельного творческого поиска, через инициативу, связанную с риском и везением» [6. С. 19]. Как отмечает Ю. Помпеев: «выделяются следующие признаки предприимчивости: самостоятельность и нестандартность мышления и действий <…> субъекта; новаторство и достижение целей с опорой на собственную инициативу; вкус к состязательности и готовность идти на <…> риск; ориентация на достижение наивысших результатов; <…> умение выбрать одну альтернативу среди возможных» [6. С. 20].
    Все эти перечисленные свойства предприимчивости характеризует предпринимательство как мультиатрибутивное качественное явление, проявление фундаментального человеческого феномена – творчество.
    Предпринимательство выделяется из остального творчества тем, что оно есть творчество практическое. В реальной жизнедеятельности может осуществляться только осмысливаемая предметная деятельность, где предмет мысли и мысль о предмете находятся в живом взаимодействии, в самом действии человека. Это и есть особенность предпринимательства.
    Особенность предпринимательства, как исторического феномена, заключается в том, что оно есть один из способов реализации сущности Человека. Так как вся человеческая история это не что иное как самореализация сущности человека, заключающаяся в его универсальности, реализуемой благодаря Разуму, возникающему в ходе эволюции Живого на Земле. Творчество в самореализации человека является фундаментальной функцией общества, без осуществления которой существование человечества немыслимо. Предпринимательство есть проявление именно этой важнейшей функции, связанной с сущностью человечества и способа его существования. Поэтому в обществе должны быть такие субъекты – предприниматели, которые могут выступать «органом» этой функции.
    Предпринимательство как практическое творчество, которое реализуется через ответственную самодеятельность инициативных субъектов истории, это, прежде всего, трудовая деятельность. Исследователи в области наук о труде пытаются ввести универсальную систему понятий, охватывающую трудовую деятельность во всех ее проявлениях. Наиболее известна модель «системы труда», предложенная Б.М. Генкиным [1. С. 150–155]. Он выделяет следующие «компоненты» в любом виде деятельности человека:
    - α-труд (регламентированный труд) – компонента, характеризующая труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель не вносит в работу никаких элементов новизны и собственного творчества;
    - β-труд (иновационный, творческий труд) – компонента, характеризующая труд, направленный на создание новых материальных, интеллектуальных и духовных благ, а также новых методов производства;
    - γ-труд (духовный, нравственный труд) – компонента, характеризующая труд с духовной, нравственной стороны, которую отражают такие понятия, как добро, совесть, честь, доверие, альтруизм.

    Список использованной литературы

    1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. 8-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2009. 464 с.
    2. Горбунов А.А. Развитие системы управления хозяйственными рисками предпринимательской среды сферы услуг: учеб. пособие. СПб.: Изд-во МФИН, 2011. 141 с.
    3. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. СПб.: Вильямс, 2004. 422 с.
    4. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать её наука. (Серия: Тропы практического разума.) М.: Алгоритм, 2002.
    5. Осипов Ю.М. Экономическая цивилизация и экономическая теория // Экономическая теория на пороге XXI века: колл. монография. Вып. 3 / под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой. М.: Юрист, 2000. 664 с.
    6. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. СПб., 2002.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2