Вопросы формирования законодательного (представительного) и исполнительного органов субъекта федерации при объединении города Санкт-петербурга и Ленинградской области

FORMATION OF LEGISLATIVE AND EXECUTIVE BODIES IN THE FEDERAL CONSTITUENT ENTITY UNDER A MERGER OF SAINT-PETERSBURG AND LENINGRAD REGION



М.М. Маскатулин
M.M. Maskatulin
Mikle1309@yandex.ru
преподаватель кафедры государственного права Ивангородского филиала Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ИФ ГУАП)
a lecturer at the State Law Department of Ivangorod Branch of Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
г. Ивангород
Ivangorod

Ключевые слова:

  • субъект федерации
  • область
  • город федерального значения
  • законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации
  • исполнительный орган субъекта Российской Федерации
  • устав
  • административный центр
  • правительство
  • губернатор
  • администрация
  • Keywords:

  • federal constituent entity
  • region
  • administrative center
  • charter
  • executive body of the federal constituent entity
  • a federal city
  • legislative body of the federal constituent entity
  • administration
  • government
  • governor
  • В статье рассмотрены вопросы, связанные с процессом объединения города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а именно формирование органов государственной власти вновь образованного субъекта Российской Федерации при объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
    Два соседствующих субъекта административно тяготеют друг к другу. Но если предположить, что в результате референдума окажется, что и жители области и жители города федерального значения проголосуют за объединение, то возникает вопрос, как сформировать органы государственной власти в новом субъекте, по какому принципу, чтобы учитывались интересы всех сторон. В результате рассмотрения данного вопроса был сделан вывод о том, что при интеграции двух довольно динамично развивающихся регионов необходимо учитывать интересы обоих субъектов – и города Санкт-Петербурга, и Ленинградской области.
    Автор предлагает пути решения данной проблемы путём координации совместной деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов обоих субъектов при объединении в один регион. По мнению автора, законодательный (представительный) и исполнительный органы объединяющегося субъекта целесообразно формировать из представителей как от города Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области.

    The article deals with the merger process with regard to a Federal City of Saint-Petersburg and Leningrad region to wit formation of state authority bodies in a newly formed federal constituent body under the merger of a Federal City of Saint-Petersburg and Leningrad region.
    Two neighboring entities administratively tend to gravitate to each other. However on condition that appropriate referendum results in city dwellers and the ones leaving in the region vote “for” the merger the problem will appear in terms of what principles to follow and how to form bodies of state authorities in a new constituent entity with both sides interest being taken into account. As a result of the study it has been concluded that integration of two actively developing regions should provide for taking interests of both parties into consideration.
    The author proposes ways of solving this task by means of coordinating joint cooperation of both entities legislative and executive bodies. In the author’s opinion it is therefore appropriate to form legislative and executive bodies of the entity being under merger from among representatives of both city of Saint-Petersburg and Leningrad region.

    Обзор статьи

    Любое укрупнение субъектов Российской Федерации целесообразно лишь тогда, когда оно обеспечивает рост экономики, повышение уровня и качества жизни населения, в частности за счёт совершенствования систем управления, в том числе вследствие повышения однородности экономического и социального пространства страны и пр. [5].
    Процесс объединения регионов с дальнейшим образованием нового субъекта Российской Федерации закреплён в ФКЗ РФ от 17.01.2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации». Однако чёткий порядок самого процесса объединения регионов так и не выработался. Все предыдущие попытки укрупнения регионов сводились к обычному присоединению автономных округов к краям или областям, при котором автономные округа теряли не только свою субъектность в составе федерации, но и не имели на своей территории даже единого муниципального образования. Но сложность ряда таких объединений заключалась в том, что в сам объединительный процесс вступали не только регионы, образованные по территориальным признакам, но и регионы, образованные по территориально-нацио-нальному признаку при ликвидации территориально-национального признака субъекта федерации.
    Например, слияние Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край или Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами в Красноярский край. Данные примеры объединительного процесса относились конкретно к тем субъектам Российской Федерации, которые по своей структуре были двусоставными, то есть автономные округа входили в состав краёв и областей.
    В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом объединения города федерального значения Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, а именно формирование органов государственной власти вновь образованного субъекта Российской Федерации при объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
    Город федерального значения как субъект Российской Федерации занимает анклавное положение, то есть его территория окружена территорией другого субъекта – Ленинградской области. Что касается отношений города федерального значения и входящих в его состав областей, то Конституция Российской Федерации хранит по этому поводу молчание. Думается, что по аналогии с автономными округами эти взаимоотношения также могут быть урегулированы при помощи договоров, а в случае крайней необходимости и при помощи федерального закона при обязательном учёте интересов обеих сторон [6].
    Хотелось бы заострить внимание на конституционно-правовом положении города федерального значения. В отличие от остальных субъектов Российской Федерации город федерального значения заключает в себе и статус субъекта государства, и статус населённого пункта – города. Но негласно, к примеру, Санкт-Петербург является также административным центром Ленинградской области. Так, органы государственной власти Ленинградской области, такие как Законодательное Собрание Ленинградской области (законодательный (представительный) орган региона) и Правительство Ленинградской области (исполнительный орган региона) находятся на территории города Санкт-Петербурга. Если говорить о другом городе федерального значения, таком как Москва, то этот город является: 1) населённым пунктом; 2) субъектом Российской Федерации; 3) административным центром другого региона – Московской области; 4) столицей Российской Федерации.

    Список использованной литературы

    1. Устав Ленинградской области: Закон Ленинградской области от 27.10.1994 г. № 6-ОЗ (в ред. от 27.12.2013 года, с изм. от 20.03.2014 г.) // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 1995. Вып. 2.
    2. Устав Пермского края от 27.04.2007 г. № 32-ПК (в ред. от 05.09.2014 г.) // Российская газета. 2007. 4 мая. № 94.
    3. Устав Санкт-Петербурга от 14.01.1998 г. (в ред. от 13.02.2014 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1998. 26 февраля. № 2.
    4. Боер В.В. Российский федерализм: проблемы формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2010.
    4. Боер В.В. Российский федерализм: проблемы формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2010.
    6. Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург: Изд-во Уральской гос. юрид. академии; Изд-во Гуманитарного университета, 1998. 636 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2