Объект правоотношения и ситуационный аспект мониторинга правового пространства

OBJECT OF LEGAL RELATIONS AND SITUATIONAL ASPECT OF LEGAL ENVIRONMENT MONITORING



Ю.А. Двойничков
Y.A. Dvoynichnikov
dvojnichnikov@yandex.ru
главный специалист-эксперт Управления Росреестра по Пермскому краю
a chief specialist-expert at Rosreestr Administration in Perm Krai
г. Пермь
Perm

Ключевые слова:

  • объект правоотношения
  • юридическая ситуация
  • правовое пространство
  • мониторинг правоприменения
  • Keywords:

  • object of legal relations
  • legal situation
  • legal environment
  • law enforcement monitoring
  • В статье исследуются проблемные вопросы теории мониторинга правоприменения. На основе анализа нормативных правовых актов и правоприменительной практики сделан вывод о необходимости использования комплексного подхода к мониторингу правового пространства. В основу исследования положена методология теории правоотношений.
    Автором предложен новый подход к объекту правоотношения как индивидуально неповторимой юридической ситуации, с позиции которого под новым углом зрения представлены подходы к сущности такого феномена, как правовое пространство общества. В рамках социологического понимания процесса правоприменения и динамической природы правоотношений обосновывается необходимость оценки самой правоприменительной деятельности, ее промежуточных состояний, а не только конечного результата.

    The article deals with problematic law enforcement monitoring theory matters. On the basis of legal texts and analysis of law enforcement practices it has been concluded that a comprehensive approach to the legal environment monitoring should be applied. The research is based on the methodology of legal relations theory.
    The author proposes a new approach to the object of legal relations as an individually unique legal situation, wherefrom he presents with a new prism approaches to such a phenomenon as a legal environment of the society. Within the framework of social comprehension of the law enforcement process along with understanding dynamic nature of legal relations the author substantiates the need of assessing not only final results of law enforcement activities but also evaluating the activity itself as well as its intermediate statuses.

    Обзор статьи

    В условиях развития российской правовой системы, при значительном увеличении числа законов и иных нормативных актов, правосознание населения не всегда успевает за стремительным процессом трансформации правовой сферы, что, в свою очередь, существенно ограничивает возможности законодательного воздействия на различные стороны общественной жизни, препятствует реализации государственной правовой политики. Для современного отечественного законотворчества и правоприменения остаются актуальными проблемы несовершенства законодательной техники, увеличения числа не скоординированных друг с другом и нормами международного права нормативных правовых актов.
    Для решения указанных проблем, а также в целях оценки эффективности действия нормативно-правовых актов, современная юридическая наука разработала специальный механизм анализа и управления правовыми процессами – мониторинг правового пространства, в основе научной концепции которого кроются задачи обеспечения результативности регулирования общественных отношений на общих принципах соблюдения законности [11. C. 25].
    Мониторинг правового пространства представляет собой систему теоретических и эмпирических методов исследования, направленных на получение информации, необходимой для обеспечения его оптимального состояния. При этом мониторинг правового пространства включает правовой мониторинг общественных отношений, мониторинг законопроекта, мониторинг закона и мониторинг правоприменения [8. C. 4]. В свою очередь мониторинг правоприменения – это поддерживаемый государством механизм обеспечения качества правоотношений, основанный на корректировке и совершенствовании действующего законодательства.
    Методологическая база мониторинга находится в состоянии становления, однако нормативное регулирование данной деятельности можно со всей уверенностью считать достаточным. В целях совершенствования правовой системы Российской Федерации издан Указ Президента РФ от 20.05.2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», которым изменены подходы к законотворческому процессу, установлен единый правовой механизм, позволяющий осуществлять мониторинг правоприменения и реализовывать его результаты в законотворческой деятельности, а также правоприменительными органами. Во исполнение данного указа Президента РФ принято постановление Правительства РФ от 19.08.2011 г. № 694, которым утверждена методика мониторинга правоприменения (далее – Методика; мониторинг проводится на плановой основе с использованием методических разработок Министерства юстиции РФ .
    Значимость мониторинга правоприменения как эффективного механизма обратной связи при принятии правовых актов обусловливает необходимость исследования не только прикладных, но и теоретических аспектов мониторинга; актуальной остается и разработка комплексного подхода к мониторингу в правовой сфере, поскольку, как правильно отмечается в специальных исследованиях по вопросам мониторинга, изолированное проведение мониторинговых исследований, предметом которых являются лишь ограниченные сферы правовой действительности, не в полной мере может дать ожидаемые результаты по совершенствованию системы законодательства и его реализации [10. C. 14].

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. 23 мая. № 21. Ст. 2930.
    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. 29 августа. № 35. Ст. 5081.
    3. Приказ Росреестра от 08.09.2011 г. № П/338 «Об организации мониторинга качества и доступности государственных услуг, предоставляемых территориальными органами Росреестра и подведомственными федеральными бюджетными учреждениями "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" (вместе с "Положением о мониторинге качества и доступности государственных услуг Росреестра")». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Алексеев С.С. Восхождение к праву. М.: НОРМА, 2001.
    5. Алькина Г.И., Герба В.А. Сущность государственных услуг // Вестник ТОГУ. 2009. № 3(14).
    6. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М.: Изд-во МГУ, 2000.
    7. Ганцева Л.М. Правовое пространство: социально-философский анализ на примере Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 2001.
    8. Жужгов И.В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006.
    9. Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М.: Юридическая литература, 1984.
    10. Невеселов А.А. Правовой мониторинг и государственная политика: Теоретико-правовые основы взаимодействия: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
    11. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н.Н. Черногора. М.: Изд-во Международного юридического института, 2010.
    12. Солодухо Н.М. Характеристика ситуации и сущность ситуационного подхода как средства познания // Ситуационные исследования. Вып. 1. Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара / под общ. ред. Н.М. Солодухо. Казань: Изд-во КГТУ, 2005.
    13. Суханов В.В. Правовое пространство и его формы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
    14. Тенилова Т.Л. Пространство и время в правовой жизни общества: соотношение категорий // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2(13).
    15. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.
    16. Шипунов И.В. Юридическая ситуация как общетеоретическая категория: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2009.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2