ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Технологические инструменты системного анализа деятельности профессиональных учебных заведений

TECHNOLOGICAL TOOLS FOR PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FUNCTIONING SYSTEM ANALYSIS



А.А. Панарин
Andrey Panarin
panarinaa@list.ru
докторант ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», кандидат экономических наук
doctoral candidate, “Saint-Petersburg State University o f Cinema and Television” PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • системный анализ
  • количественные и качественные показатели
  • система (модель) взаимодействующих показателей
  • организации профессионального образования
  • Keywords:

  • system analysis
  • system (model) of interacting indicators
  • institution of professional education
  • quantitative and qualitative indicators
  • Анализ взаимодействия элементов такой социально-экономической системы, как организация профессионального образования, с установлением количественных и качественных характеристик экономической и инновационной деятельности, позволяет менеджменту профессиональных учебных заведений определять уровень соответствия планируемых экономических результатов и использования ресурсного потенциала.
    Построение экономико-математических моделей (например, линейных или степенных регрессий), аналитических выражений, взаимодействия показателей, в которых отражаются реальные экономические и инновационные процессы деятельности учебных заведений профессионального образования, направлено на повышение степени обоснованности планирования их экономических и социальных результатов, эффективности деятельности.
    Вклад автора в исследование научной проблемы, представленной в статье, состоит в том, что рекомендуемые для применения инструменты системного анализа позволяют осуществлять количественную и качественную интерпретацию элементов (факторов-аргументов, показателей), входящих в экономико-математическую модель, аналитическое выражение, определять ранги их влияния на достижение экономических результатов, перераспределять располагаемые ресурсы в целях повышения экономического роста.

    The analysis of components interrelation within such social-economic system as an institution of professional education along with defining quantitative and qualitative characteristics of economic and innovative activity enables management of professional institutions to determine the level of compliance between planned economical results and the use of resources.
    Construction of economic-mathematical models (e.g. linear or exponential regressions), analytical expressions, and interaction of indicators which reflect actual economic and innovative processes in educational professional institutions activities is aimed at increasing the degree of validity of their economic and social results planning as well as performance efficiency forecasting.
    The author’s contribution to the study of the scientific subject-maters, presented in the article, is that recommended tools for the system analysis allow making quantitative and qualitative interpretation of the elements (factors-arguments, indicators) included in an economic-mathematical model or analytical expression. It also allows determining the level of their influence upon achieving economic goals and enables redirecting available resources in order to ensure economic growth.

    Обзор статьи

    Основным инструментом выявления различных видов и форм взаимодействий и взаимосвязей идентификаторов экономической и инновационной сред профессиональных учебных заведений является системный анализ. Системный анализ выступает упорядоченным и целенаправленным методом определения направлений эффективного осуществления экономической и инновационной деятельности, опирающихся на наиболее полный учет взаимодействий и взаимосвязей внутренних и внешних факторов, влияющих на достижение планируемых экономических результатов, эффективности деятельности.
    Технологические процедуры системного анализа в деятельности учебных заведений профессионального образования воплощаются в приемах, формах и способах всестороннего исследования и формирования системы. При этом система может быть определена как совокупность взаимосвязанных элементов и частей, совместно взаимодействующих для достижения поставленной цели.
    Деятельность таких социально-эконо-мических систем, как учебные заведения профессионального образования, характеризуется с помощью состава различных по направленности и формам показателей – результатов измерения состояния тех или иных внутренних сред (экономической, инновационной, социальной, маркетинговой), а также затрат, произведенных в процессе потребления ресурсов организации или отраслевой составляющей сферы профессионального образования [3].
    Отметим в этой связи то, что в настоящее время осуществляется деление показателей деятельности субъектов хозяйствования сферы услуг и производственной сферы на количественные и качественные. Одни из показателей характеризуют стоимостные объёмы оказанных услуг, произведенной продукции, осуществленных затрат на потребление отдельных видов ресурсов или их совокупности. Другие же показатели отражают соотношения стоимостных, натуральных величин экономических результатов, затрат, что, на наш взгляд, можно считать весьма условным, так как у этих групп измерителей качественные и количественные свойства характеристики выступают реальным (объективным) отражением протекания процесса оказания услуг, производства продукции, в целом функционирования социально-экономической системы. При этом количественные показатели выступают как измерители абсолютных величин, а качественные – как относительные характеристики, зависящие от соотношений абсолютных величин – целевых установок функционирующей системы.
    Количественные и качественные показатели в экономической и инновационной деятельности учреждений профессионального образования в настоящее время имеют широкое применение, выполняя в единстве всех видов измерений роль формализаторов экономических и инновационно-инвестиционных процессов.
    Используемые организациями профессионального образования идентификаторы, отражающие состояние и использование ресурсного потенциала в экономической, инновационной и инвестиционной деятельности, в свою очередь, определяют целевую направленность развития социально-экономической системы, уровень взаимодействия её ресурсных элементов как по их функциональному назначению, так и по принадлежности к составляющим организационной структуры [4]. Поэтому системный анализ показателей, как основных характеристик взаимодействия ресурсных элементов исследуемой социально-экономической системы, выступает процессом всестороннего исследования сложного функционального и структурно-организационного взаимодействия её ресурсных элементов.

    Список использованной литературы

    1. Дмитриев В.Я. Проблемы развития системы образовательных услуг высшей школы // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 1. С. 74.
    2. Кураков А.Л. Формирование системы и механизма управления профессиональным образованием в регионах. СПб.: Студия «НП-Принт», 2012.
    3. Овчинникова Л.А. Особенности управления сферой профессиональных образовательных услуг в условиях реформирования // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 3. С. 71–75.
    4. Пастухов А.Л. Классификация факторов и факторная модель управления образованием // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 3. С. 175–179.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2