Организационно-правовые и инновационные изменения в системе профессионального образования

ORGANAZATIONAL-LEGAL AND INNOVATION CHANGES IN PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM



В.А. Калинушкина
Valeria Kalinushkina
kalinushkina.v.a@ya.ru
старший преподаватель кафедры финансового менеджмента ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
senior teacher at the Department of Financial Management of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • федеральная целевая программа
  • инновационное развитие системы образования
  • государственная программа
  • рынок образовательных услуг
  • Keywords:

  • Federal Target Program
  • innovational development of educational system
  • government program
  • market of educational services
  • The relevance of the topic is determined by the growing importance of knowledge as a driving force of economic growth of national and regional economy. The global labour market calling for the creation of the world market of educational services has certain impact on the development of education.
    We reveal the basics of the development of organizational and economic forms of management in educational sphere by describing changes in the structure and the contents of the system of interaction of professional educational institutions, production infrastructure and labour market. Approaches to defining “integration in education” are systemized.

    Актуальность темы статьи обусловлена возрастанием в современном мире значимости знаний как движущей силы экономического роста экономики страны и региона. Определенное воздействие на развитие образования оказывает появление глобального рынка труда, требующего формирования мирового рынка образовательных услуг.
    В статье раскрываются основы развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере образования через описание структурных и содержательных изменений в системе взаимодействия учреждений профессионального образования, производственной инфраструктуры и рынка труда. Проводится систематизация подходов к определению понятия «интеграция в образовании».

    Обзор статьи

    В российском образовательно-правовом пространстве наметилась тенденция перехода от федеральных целевых программ сравнительно узкой направленности к более широким государственным программам. Например, в 2011 г. вступила в силу государственная программа «Доступная среда» по обеспечению людям с ограниченными возможностями доступности деятельности в разных сферах. В области образования готовится аналогичная широкая программа развития системы образования в России, в разработке которой принимают участие разные структуры, а ведущая роль отводится Высшей школе экономики (Я. Кузьменов и В. Мау). Программа включает в себя несколько федеральных целевых программ, в частности, ФЦПРО на 2011–2015 гг., федеральную целевую программу «Русский язык», несколько ведомственных программ.
    В разработанном Проекте сильными сторонами можно считать три момента:
    - положение о так называемом «эффективном контракте». Авторы проекта утверждают на основании проведенных ими социологических исследований, что низкооплачиваемые учителя и вузовские преподаватели не могут осуществить модернизацию образования. И если мы хотим получить «нормального» учителя, преподавателя, его зарплата должна быть выше средней по региону, а заработная плата вузовского преподавателя должна быть выше двух средних заработных плат по региону.
    - ориентацию на современные технологии образования, в том числе информационные;
    - признание авторами проекта, что в России крайне низкий уровень образовательных возможностей, и помогать нужно не только «продвинутым» школам, но и тем, в которых учатся дети из наименее обеспеченных семей, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, дети мигрантов и с ограниченными возможностями здоровья. В рамках нацпроекта «Образование» в течение 2006–2010 гг. поддержка осуществлялась в совершенно обратном направлении [2].
    Один из главных рисков реализации Проекта – то, что основные позитивные мероприятия этой госпрограммы никак не согласуются с бюджетом страны и не представлены в бюджете на 2012–2014 гг. Принципиальной является необходимость изменения отношения к месту образования в социальной структуре и, соответственно, объемов и способов финансирования сферы образования [4].
    К проблемным сторонам рассматриваемой государственной программы
    следует отнести следующие концептуальные положения.
    Во-первых, в целом проектируемая государственная программа предполагает продолжение того курса образовательной политики, который уже привел к деградации российского образования, в частности, она пронизана идеологией образовательных услуг. Согласимся в связи с этим с позицией доктора философских наук О.Н. Смолина, назвавшего в одном из своих интервью такой подход «узко бухгалтерским, приводящим к печальным результатам». Образование – не часть сферы услуг, а часть сферы производства, причем самого главного – воспроизводства человеческого капитала. Это обосновано в многочисленных работах не только отечественных ученых советского периода, но и зарубежных экономистов. Соответственно, работа в образовании – это не услуга, это служение.

    Список использованной литературы

    1. Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. Утв. Расп. Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    2. Катькало B.C. Российское образование: институциональная структура, кадры, связи с бизнесом // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. Сер. 5. Вып. 4. № 26.
    3. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 31–36.
    4. Скрябина Н.Ю. К вопросу об образовательной политике и модернизации образования // Образование. Наука. Инновации: Южное направление. 2012. № 1(21). С. 31–36.
    5. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира // Статистическое обозрение. М., 2004.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2