Основы теории оптимизации в сфере туризма

BASICS OF OPTIMIZATION THEORY IN TOURISM SPHERE



С.Ю. Гришин
Sergey Grishin
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и организации туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
head of the Department of Economics and Organization of Tourism of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туристическая деятельность
  • целевая функция
  • ограничения
  • полезность в сфере туризма
  • оптимум
  • оптимизация
  • Keywords:

  • tourist activity
  • optimum
  • criterion function
  • optimization
  • restrictions
  • utility in tourism sphere
  • Актуальность исследования понятия оптимизации в туристской деятельности в современных условиях не вызывает сомнений и обосновывается текущим развитием туристского рынка в целом. Поиск оптимальных решений в экономике носит всеобщий характер, что дает основание говорить об универсальности проблемы оптимизации туризма. Оптимизация туристической деятельности обеспечивает рациональное использование имеющихся у фирмы ресурсов, прежде всего, финансовых. Целью статьи является обоснование значимости оптимизации в туристской деятельности.
    В ходе исследования автор использовал такие методы, как классификация, группировка, а также математические методы исследования при рассмотрении целевой функции управления.
    Автором рассматриваются основы теории оптимизации применительно к туристической деятельности. Представлен широкий круг параметров и характеристик туризма как объектов оптимизации. Обосновывается положение, согласно которому целевой функцией оптимизации является максимум полезности. Особое внимание уделено показателям, характеризующим полезность и ограничения в туристической деятельности, в том числе и по модели оптимизации по Парето.

    There is no doubt about the relevance of researching the concept of optimization in tourist activity under modern conditions as it is based on the current development of the tourist market on the whole. The search for optimal solutions in economics is common, which means that the problem of tourism optimization is a part of the general trend. The optimization of tourist activity ensures rational allocation or resources, first of all, financial ones. We aim at substantiating the importance of optimization of tourist activity.
    In the research we use such methods as classification, grouping as well as mathematical methods when considering the criterion function of management.
    We consider the basics of the optimization theory as applied to tourist activity. A wide range of parameters and characteristics of tourism as objects for optimization are offered. We prove the thesis that maximum utility is the criterion function of optimization. Special attention is paid to indicators characterizing utility and restrictions in tourist activity including the ones based on Pareto optimization model.

    Обзор статьи

    Туристическая деятельность предусматривает выполнение обширной совокупности процессов и операций, объектом которых в конечном счете является человек – будущий или потенциальный турист. В связи с этим туризм носит сугубо индивидуальный характер, вследствие чего данная отрасль экономики в целом относится к категории единичного производства. Но, с другой стороны, отмеченное обстоятельство предъявляет высокие требования к качеству туристического обслуживания.
    Согласно теории и практике, качество туристического обслуживания определяется только потребителем – туристом, причем во время и после завершения тура. При оценке качества туристического продукта существенную роль играет субъективный фактор, естественно, со стороны его потребителя – туриста.
    Достижение высокого качества объективно требует немалых затрат, но при этом следует учитывать и величину получаемого эффекта. Поэтому туристические фирмы ещё на стадии планирования и разработки туристического продукта должны обеспечить оптимальный уровень всех его параметров и характеристик. Отсюда следует требование, согласно которому туристическая деятельность также должна базироваться на положениях и императивах теории оптимизации.
    Поиск оптимальных решений в экономике носит всеобщий характер, что дает основание говорить об универсальной оптимизации.
    Туристическая деятельность даже в рамках одной фирмы характеризуется большим разнообразием – отсюда следует множество вариантов, которые следует рассмотреть для принятия управленческих решений. Деятельность менеджеров и специалистов туристической фирмы на каждом своем уровне направлена на получение эффективных результатов.
    Стремление к наилучшему – свойство человека, достижение наилучших результатов в предпринимательской деятельности – обязанность и профессиональный долг каждого специалиста. Стремление к наилучшему отразилось в повседневной лексике и специальной терминологии через использование слов «оптимум», «оптимальный», «оптимизация». Указанные слова широко употребляются не только в специальной литературе, но и в разговорной речи и входят в словарный запас современного русского языка.
    Согласно энциклопедическим толкованиям, оптимальный (лат. оptimis) – лучший, а оптимизация – выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных или улучшение какого-либо процесса для достижения его максимальной эффективности.
    Выявление лучшего, или оптимума, подразумевает наличие множества вариантов, при этом каждый вариант имеет свои положительные и отрицательные характеристики («за» и «против») по отношению к выбранным показателям-критериям.
    Оптимум уравновешивает противоположные – положительные и отрицательные – свойства данного множества вариантов. В таком случае «оптимальный» или «оптимум» может употребляться в смысле «золотая середина». Например, в управлении запасами: при малых запасах сокращаются расходы на их содержание, но увеличиваются транспортные расходы, при больших запасах, наоборот, сокращаются транспортные расходы, но увеличиваются расходы на их содержание, включая издержки от иммобилизации. Отсюда следует необходимость оптимизации размера запаса, что и достигается с помощью формулы Уилсона.
    Для формирования основных теоретических положений оптимизации в туристической деятельности следует руководствоваться общеэкономическими аналогами, где данная тема достигла высокого уровня разработки и применения.

    Список использованной литературы

    1. Гарнов И.Б., Липатова О.Н. Практикум по коммерции в сфере туризма. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 60 с.
    2. Плоткин Б.К. Универсальная оптимизация, полезность и основы теории ограничений в производственно-коммерчес-кой деятельности / Известия СПбГЭУ. 2014. № 1. С. 78–87.
    3. Плоткин Б.К., Щербаков В.В. Экономико-математическое обоснование коммерческих переговоров (Оптимизация по Парето). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 92 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2