ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оптимизация информационно-аналитического обеспечения процесса регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг

OPTIMIZATION OF INFORMATION-ANALYTICAL SUPPORT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES CONTROL



И.А. Волох
Ivan Volokh
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. З.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate to PhD at Management and Planning of Socio-Economic Processes Department by Honoured Doctor of Science of the Russian Federation Y.A. Lavrikov, “Saint-Petersburg State University of Economics”
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • жилищно-коммунальное хозяйство
  • процесс регулирования
  • жилищно-коммунальные услуги
  • информационно-аналитическое обеспечение
  • Keywords:

  • housing and communal services
  • information analytical support
  • public services
  • control process
  • Изменение условий и требований к процессам реформирования жилищно-коммунального хозяйства требует оценки возможностей изменения в информационном взаимодействии органов государственного управления и компаний, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Целью исследования является определение и совершенствование внутрисистемных связей и взаимодействий структурных элементов сферы жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих координацию и интеграцию в действиях участников, устойчивость жилищно-коммунального хозяйства к внешним возмущениям и увеличивающих быстродействие системы по сравнению с локальным управлением. В ходе исследования использованы методики получения и обработки информации, внедрения эффективных информационно-коммуникационных технологий с целью создания единого информационного пространства для решения задач текущего функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
    Исследование факторов, влияющих на формирование интегрированного и структурированного единого информационного пространства в процессе регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг позволило автору предложить методические решения информационно-аналитического сопровождения процессов регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг, предоставляющие реальную возможность количественной и качественной оценки принимаемых решений в процессе управления жилищно-коммунальным хозяйством, предполагающие практическое использование методов анализа и прогнозирования, применение новых информационных технологий и средств вычислительной техники для обработки информации.

    Changes in terms and requirement towards the processes of housing and communal services reformation request feasibility evaluation of changes in information interaction between bodies of state administration and companies rendering housing and communal services. The objective of the study is to define and improve intersystem communication and cooperation. Between structural elements of housing and communal services sector, the ones which ensure integration and coordination between the parties, secure freedom of housing and communal services from outside disturbances and increase system response speed as compared to local control. In the course of the study the author has used methodologies of data accessing and information processing as well as methods of adoption of efficient ICT in order to construct common information space for solving routine housing and communal services problems.
    The study of factors which affect formation of integrated and structured common information space in the course of exercising housing and communal services control enabled the author to offer methods of informational analytical support of housing and communal service industries control. The methods afford a real opportunity to make both quantitative and qualitative evaluation of decisions being made in the process of housing and communal services control. They provide for practical use of analysis and forecast methods, the use of new information technologies and computer aids for information processing purposes.

    Обзор статьи

    Процесс регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг предполагает четкое разграничение стратегической и текущей деятельности, осуществляемой в рамках определенного организационного взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Профессиональное и научно обоснованное регулирование, приходящее на смену субъективному и основанному на интуиции, позволит решить проблемы координации и интеграции для приоритетного решения сформулированных задач развития жилищно-коммунального хозяйства. Объектом регулирования в этом случае становится совокупность процессов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению в форме комплексных программ, межотраслевых проектов, учитывающих особенности преобразования в данном секторе экономики. В этой связи непрерывный режим корректировки реформирования жилищно-коммунального хозяйства предполагает концептуальное проектирование новых систем менеджмента и информационного обеспечения, внедрение информационных технологий во взаимосвязи с отладкой новых систем, разработку новых организационно-экономических методов и регламентов работы руководителей и специалистов.
    Существующее информационно-аналитическое обеспечение процесса регулирования сферы жилищно-коммуналь-ных услуг не отвечает требованиям эффективного регулирования, среда исследуемого объекта неоднородна, динамична, информация предоставляется неоднократно, обрабатывается не всегда однозначно, происходит дублирование информационных потоков. Эту проблему должно решить эффективное информационное взаимодействие в рамках единой информационной системы, получая данные из которой, каждый государственный орган сможет не только обрабатывать их в разрезе собственных управленческих задач, но и проводить анализ данных на различных уровнях управления. Такой единой системой может стать постоянно совершенствуемая корпоративная информационная система класса ERP таких крупнейших вендоров, как SAP и Oracle [1].
    Также одной из проблем функционирования и эффективного регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг является прогнозирование состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях экономической и социальной нестабильности, опирающееся на данные социально-экономического мониторинга. Однако эта информация не в полной мере систематизирована для решения стратегических задач развития жилищно-комму-нального хозяйства. Во многом это связано с тем, что процесс стратегического планирования, являясь сложной проблемой, требующей адекватных методов и средств решения, в целом находится в стадии становления. Поддержку управленческих решений обеспечивает соответствующая информационно-аналитическая система, осуществляющая эффективный мониторинг ситуации и ведение реестра деловой репутации субъектов сферы жилищно-коммунальных услуг.

    Список использованной литературы

    1. Глинских А. Мировой рынок ERP-систем // Jet Info. Информационный бюллетень. 2002. № 2(105).
    2. Гуков Р.И. Совершенствование форм управления некоммерческим сектором сферы услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2007.
    3. Кабановский Д.Н. Регулирование интеграционных процессов в сфере высшего профессионального образования: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2006.
    4. Колин К.К. Философские и научно-методологические проблемы современной информатики // Открытое образование. 2007. № 3 (62).
    5. Никитов В.А. Информационное обеспечение государственного управления / В.А. Никитов, Е.И. Орлов, А.В. Старовойтов, Г.И. Савин. М.: Славянский диалог, 2000.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2