ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Совершенствование российской системы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков

IMPROVEMENT OF RUSSIAN CONSOLIDATED GROUPS OF TAXPAYERS TAXATION SYSTEM



Ж.Г. Леонтьева
Е.В. Заугарова
Jamila Leontieva
Eugeniya Zaugarova
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, руководитель учетно-экономического отделения факультета экономики и финансов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
Professor, Department of Accounting and Auditing, Head of Accounting and Economic Branch of Faculty of Economics and Finance, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics
senior lecturer, Department of Accounting and Auditing, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • консолидация
  • консолидированная группа налогоплательщиков
  • система консолидированного налогообложения
  • Keywords:

  • consolidation
  • consolidated group of taxpayers
  • consolidated taxation system
  • Одним из перспективных направлений развития бизнеса в России является создание холдингов, концернов и корпораций, которые объединяют в своем составе юридически обособленные хозяйствующие субъекты, связанные отношениями организационной, экономической и гражданско-правовой субординации. Повышение эффективности их деятельности испытывает влияние системы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков (СКГН). За годы становления рыночных отношений система налогообложения крупных компаний получила в нашей стране мощный импульс в своем развитии и обогатилась лучшими достижениями зарубежного опыта. Однако введенные в 2011 году отдельные законодательные нормы, касающиеся налогообложения российских консолидированных групп налогоплательщиков, являются дискуссионными и нуждаются в их дальнейшем совершенствовании, что и определяет актуальность данного исследования. В ходе исследования авторы использовали следующие общенаучные методы познания: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, конкретизация и классификация.
    В статье на основе исследования современных тенденций в развитии крупных компаний, сравнительного анализа международного и российского опыта СКГН и новых требований к их формированию уточнены критерии включения организаций в состав российской консолидированной группы налогоплательщиков, направленные на обеспечение баланса интересов государства и бизнеса в условиях перехода организаций на систему консолидированного налогообложения.

    One of the perspective directions in business development in Russia is the creation of holding companies, concerns and corporations which incorporate legally autonomous economic entities having relations of organizational, economic, civil legal subordination. Increase of the effectiveness of their activity is influenced by consolidated groups of taxpayers taxation system. For the years of market formation, the national major companies tax system has gained a powerful impetus in its development and has been enriched with the best achievements of foreign experience. However, some regulations, imposed in 2011 concerning taxation of Russian consolidated groups of taxpayers, are debatable and need further improvement. This fact has determined urgency of the given study. In the course of the research, the authors used the following scientific methods of cognition: observation, comparison, analysis and synthesis, specification and classification.
    On the basis of the research of current trends in the development of major companies and comparative analysis of international and Russian experience of consolidated groups of taxpayers and based on new requirements to the formation of consolidated groups, the article specifies the criteria for introducing organizations to a Russian consolidated group of taxpayers. These criteria are aimed to ensure a balance between the interests of the state and business in the context of transition to a system of consolidated taxation.

    Обзор статьи

    Процесс глобализации экономических отношений в мировом хозяйстве, характеризующийся высокой степенью конкуренции между экономическими субъектами, сопровождается расширением границ и активизацией деятельности на мировом рынке крупных компаний (холдингов, концернов, корпораций и др.), представляющих собой вертикально интегрированные организационные структуры (ВИОС) объединяющие в своем составе юридически обособленные хозяйствующие субъекты.
    Между организациями внутри таких ВИОС формируется сложная система юридических, организационных и экономических взаимоотношений, стратегически связанных единой целью.
    Такие крупные компании, гармонизируя интересы и объединяя ресурсный потенциал всех участников ВИОС, формируют интегрированные бизнес-альянсы, связанные отношениями экономической и юридической субординации. Высокий уровень системы внутрикорпоративной самоорганизации в ВИОС и координации деятельности ее субъектов позволяет таким компаниям чутко реагировать на потребности внутреннего и внешнего рынков, повышать эффективность своей деятельности, оказывая положительное влияние на темпы развития национальных экономических систем и рост их конкурентоспособности на мировом рынке.
    Вместе с тем, деятельность ВИОС затрагивает интересы государства, обеспечивая основную долю доходов государственного бюджета за счет налоговых поступлений. Дело в том, что в ВИОС концентрируются значительные объемы финансовых ресурсов, использование которых организациями, входящими в ее состав, существенно упрощается и удешевляется. В этой связи создание группой компаний искусственных убытков и, тем самым, сокращение ее налоговых обязательств может нанести ощутимый ущерб государству. Значительные налоговые риски для государства могут быть вызваны и агрессивной системой налогообложения организаций ВИОС.
    Таким образом, принципиальное значение в повышении эффективности деятельности ВИОС, отдельных ее организаций и национальной экономики имеет система налогообложения.
    С целью создания благоприятных условий для развития бизнеса в крупных компаниях и на этой основе обеспечения стабильности и экономического роста в разных странах и в разные годы была введена система консолидированного налогообложения (СКН).
    Система консолидированного налогоплательщика в настоящее время существует в 18-ти странах, входящих в Евросоюз (табл. 1).
    История возникновения и внедрения системы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в этих странах охватывает период с начала XX века по настоящее время, в частности, в Австрии – 1902, 1972 годы; в Великобритании – 1967 год; в Дании – 1936, 1960 годы; в Испании – 1942 год; в Италии – 2004 год; в Люксембурге – 1981 год; в Нидерландах – 1940, 1969 годы; в Португалии – 1987 год; в Финляндии – 1987 год; во Франции – 1971 год; в Швеции – 1965 год [4].
    Из 34 стран – членов ОЭСР система консолидированного налогоплательщика существует в 21 государстве, а отсутствует в следующих 13 странах: Бельгия, Венгрия, Греция, Израиль, Канада, Корея, Словакия, Словения, Турция, Чехия, Чили, Швейцария, Эстония. В США система консолидированного налогоплательщика впервые появилась в 1917 году [4].
    В России первая попытка введения системы консолидированного налогообложения группы компаний была предпринята в 1996 году в ходе работы над созданием части первой Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Так, первоначальный проект части первой НК РФ, подготовленный Правительством РФ, включал главу 7 «Консолидированная группа налогоплательщиков», которая состояла из семи статей. Данная глава содержала определение «консолидированная группа налогоплательщиков»; также устанавливались условия её образования, порядок регистрации, права и обязанности группы и её участников, специфика операций по реализации товаров (работ, услуг) между участниками консолидированной группы, условия её ликвидации. Однако недостаточная проработанность ряда основополагающих вопросов этого документа препятствовала его принятию.

    Список использованной литературы

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Проспект; КноРус, 2013.
    2. Федеральный Закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промыш-ленных группах». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 16 ноября 2011 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
    4. Кизимов А.С., Шегурова Т.А. Институт консолидированного налогоплательщика: история развития и принципы функционирования // Финансы и кредит, 2009. № 30 (366). С. 10–16.
    5. Кондрашова Н.А. Методика отражения в бухгалтерском учете операций по консолидированной группе взаимозависимых организаций: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2013.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2