ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование системы стратегического управления развитием телекоммуникационных предприятий

FORMING SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF TELECOMMUNICATION COMPANIES DEVELOPMENT



Э.Н. Кроливецкий
Н.А. Морщагина
E.N. Krolivetsky
N.A. Morshchagina
regulim@mail.ru
ninoosha@mail.ru
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», кандидат экономических наук
professor of the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television, Doctor of Economics, professor
senior lecturer of the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • стратегическое управление
  • телекоммуникационные услуги
  • информационно-коммуникационные технологии
  • информационная среда
  • стратегии развития
  • Keywords:

  • strategic management
  • telecommunication services
  • information and communication technologies
  • information environment
  • development strategy
  • Актуальность темы статьи обусловлена тем, что формирование системы стратегического управления развитием телекоммуникационных предприятий должно обеспечить рационального взаимодействия её ресурсных и технологических элементов, способствующих достижению поставленной цели.
    Структура статьи определяется логикой раскрытия сущности, роли и направленности стратегического управления развитием предприятий сферы телекоммуникационных услуг и последовательностью разработки соответствующих методических подходов.
    Создание и использование системных подходов к эффективности деятельности в технологии стратегического управления телекоммуникационными предприятиями способствуют экономическому росту, достижению планируемых экономических и социальных результатов телекоммуникационных предприятий. Вклад автора в развитие темы статьи состоит в обосновании создания и использования системы стратегического управления процессом оказания телекоммуникационных услуг как организационного новшества, способствующего трансформации предприятий в универсального оператора, оказывающего широкий комплекс телекоммуникационных услуг.

    The relevance of the topic is based on the fact that forming a system of strategic management of the development of telecommunication companies is to ensure rational interaction of its resource and technological elements contributing to achieving the goals set.
    The structure of the article is determined by the logic of revealing the essence, the role and the orientation of strategic management of the development of telecommunication companies and the consequence of developing relevant method approaches.
    Developing and using system approaches to effectiveness in the technology of strategic management of telecommunication companies contribute to economic growth, achieving intended economic and social results. Our own contribution to the research consists in substantiating the system of strategic management of rendering telecommunication services as an organizational innovation conducive to transforming a company into a universal operator providing a whole range of telecommunication services.

    Обзор статьи

    Стратегическое управление представляет собой комплекс мероприятий принятия и осуществления решений по переводу стратегических целей в систему сбалансированных показателей, понятных исполнителям на уровне операционного менеджмента. При этом следует учесть вклад показателей деятельности в оценку уровня достижения стратегических целей и реализации программы, определяющей последовательность действий, основанных на сопоставлении имеющегося потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения [3].
    Операционное управление заключается в постановке краткосрочных целей и показателей в соответствии с разработанной системой стратегического управления, организации и управлении текущей деятельностью в рамках стратегических целей.
    Формируемая система стратегического управления предоставляет возможность менеджерам хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг определять стратегический потенциал хозяйствующего субъекта, приоритеты и динамику экономического развития, принимать обоснованные управленческие решения, обеспечивать рост уровней эффективности использования ресурсов предприятия, контролировать динамику изменения влияния факторов внешней среды, осуществлять на практике стратегические планы и программы.
    Успешное осуществление стратегии долгосрочного социально-экономического развития в существенной степени зависит от особенностей её целеполагания, так как стратегия является уникальным планом действий и предпринимаемых мер, интегрирующим главные цели хозяйствующего субъекта. В этой связи важно отметить и то, что реализация стратегии посредством организационно-экономических мер должна быть сбалансирована с экономическим и инновационным состоянием внешней рыночной среды, выступая при этом как инструмент эффективного и оперативного осуществления стратегических целей в долгосрочном периоде развития. Поэтому система стратегического управления предприятиями сферы телекоммуникационных услуг в условиях конкурентной экономики должна учитывать наметившиеся перспективы на рынке телекоммуникационных услуг. При этом от услуг фиксированной связи клиентам трудно отказаться, новые услуги других операторов обладают большими возможностями, и клиенты обращаются к тем хозяйствующим субъектам, у которых качество предоставляемых услуг доминирует над ценой. Такие процессы в настоящее время являются наиболее распространенными для предпринимательских структур и национальных операторов мирового хозяйства.
    С позиции стратегического управления субъекту хозяйствования сферы телекоммуникационных услуг для эффективного функционирования в условиях конкуренции требуется новое качество хозяйствования, долгосрочного развития. Процесс развития предприятий сферы телекоммуникационных услуг предполагает большую эффективность, масштабы и разнообразие деятельности. Данный процесс реализуется путем создания информационной системы учета потребителей или развития персонала; с помощью стратегического анализа спроса на услуги, ориентацией подразделений на персонифицированное обслуживание; благодаря расширению географии деятельности, выработке стратегии защиты собственной рыночной ниши, реализации нетрадиционных схем доведения услуги до пользователя. Стратегическое управление, приоритетом которого является будущее функционирование хозяйствующего субъекта, невозможно без развития, последовательного и целенаправленного процесса изменения свойств хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг [2].
    С учетом сетевого характера телекоммуникационного комплекса можно утверждать, что существует единая стратегия его развития, поскольку стратегические цели и задачи комплекса реализуются в результате совместных усилий всех операторов. Одна из основных задач стратегии развития телекоммуникационного комплекса состоит в построении национальной сети, обеспечивающей рост телефонизации как по регионам, так и в целом по народному хозяйству. Для этого стратегия развития сферы телекоммуникационных услуг должна обладать высоким уровнем инвестиционного обеспечения, определяющего обновление и модернизацию телекоммуникационной сети, внедрение технологических и продуктовых новшеств.
    Вместе с этим, в процессе реализации стратегии развития телекоммуникационного комплекса, позволяющей устранить высокий уровень несоответствия в получении доходов различными экономическими видами деятельности телекоммуникационного комплекса, целесообразно решить проблему рационализации структуры оказываемых видов услуг телекоммуникации. Так, например, в промышленно развитых странах доминирующий объём прибыли телекоммуникационные субъекты хозяйствования получают от местной связи. Основной объём прибыли, получаемый предприятиями телекоммуникационного комплекса развивающих стран, приходится на международную связь в целях расширения деятельности операторов международной связи и приведения её объёмов до уровня промышленно развитых стран. При этом основным приоритетом в осуществлении стратегии телекоммуникационного развития в этих странах остаётся инновационное обновление и повышение качества услуг национальной связи.
    Формирование системы стратегического управления развитием телекоммуникационных предприятий должно включать осуществление конкретных мер по обеспечению доступа к средствам связи, способствующим общению и осуществлению предпринимательской деятельности.
    Одним из условий повышения экономических результатов развития комплекса телекоммуникационных услуг выступает транспарентность управления деятельностью операторов связи. Обеспечение прозрачности процесса управления субъектов хозяйствования сферы телекоммуникационных слуг связано с социальным, экономическим и военно-политическим значением телекоммуникации, её ролью в таких отраслевых составляющих национальной экономики, как образование, здравоохранение, оптовая и розничная торговля, государственное управление и обеспечение военной безопасности на уровне региональных хозяйств и народного хозяйства в целом.
    В российской экономике роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении конкурентоспособности продукции и организации производства имеет прогрессивную тенденцию. Развитие информационно-коммуникационных технологий и информатизация деятельности предприятий комплекса телекоммуникационных услуг позволяют использовать автоматизированные системы управления производством, логистикой, проектами, финансами, качеством, сервисным обслуживанием и человеческими ресурсами хозяйствующих субъектов.

    Список использованной литературы

    1. Журавлёв Д.А. Системные представления о взаимодействии показателей эффективности предпринимательской деятельности // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петер-бург). 2013. № 2. С. 31–33.
    2. Солодихина М.В. Основы взаимодействия инновационной и инвестиционной деятельности социально-экономичес-кой системы // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петер-бург). 2014. № 1. С. 56–58.
    3. Шлёнскова Е.С. Система стратегического управления развитием сферы услуг. СПб.: Студия «НП-Принт», 2012.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2