Базовые категории философии права: право и культура

BASIC CATEGORIES OF PHILOSOPHY OF LAW: LAW AND CULTURE



Ю.И. Романов
В.Н. Барабанщиков
Yu.I. Romanov
V.N. Barabanschikov
thing-in-itself@mail.ru
vadbaraban@rambler.ru
профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, доктор философских наук, профессор, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
декан юридического факультета, магистр юриспруденции, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
professor of the Department of Humanities and Social Dicsiplines of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Philosophy, professor
Dean of Law Faculty of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Master of Law
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • философия права
  • правовое пространство
  • соотношение права и культуры
  • культура
  • этика
  • структура этического события
  • идея равенства
  • Keywords:

  • philosophy of law
  • legal framework
  • correlation of law and culture
  • culture
  • ethics
  • structure of ethical event
  • idea of equality
  • Значение философско-правовых исследований проявляется в том, что область права не исчерпывается закрепленными в законах и других актах нормами. В законодательстве закреплены те юридические нормы, которые действуют в данное время и в данном месте. Но юридические законы не остаются вечными и неизменными, как, например, законы природы. Право, являясь творением человеческой воли и разума, подлежит оценке. Соответственно, для определения его эффективности необходимо установить общие критерии, принципы и методы, то есть руководящие начала, а их может дать только философия.
    Эти начала представлены пониманием свободы, права, справедливости, пониманием природы, человеческой деятельности, добра и зла, истины, красоты и т.п. Все эти понятия не просто абстрактные идеи. Они программируют человека, его действия и поступки, определяют оценку тех или иных событий социальной жизни и проявляются в любой его деятельности, будь то экономика, наука или искусство. В данной статье реализована цель рассмотреть категории права и культуры, опираясь на методологический и категориальный аппарат как философии, так и юриспруденции.
    Для достижения указанной цели проводится философско-правовой анализ таких явлений, как «культура», «право», «этика». Рассматриваются вопросы их происхождения и взаимного влияния. Обосновывается вывод о том, что право выступает, зарождаясь в недрах культуры, в качестве рационального средства гармонизации отношений в социуме. Уже у истоков своего появления оно вырабатывает особую логику, которая у участников процесса формирует представление о справедливости (в идеальном случае) принимаемых решений.

    The significance of legal and philosophical research becomes apparent due to the fact that there is more to the sphere of law than the norms stated in laws and regulations. Legal norms valid here and now are embodied in laws. Bul laws aren’t eternal and invariable like laws of nature, for example. Law being created by human will and mind is to be assessed. So, to determine its effectiveness we have to set general criteria, principles and methods, i.e. leading principles that can be given only by philosophy.
    The principles in question are represented by the understanding of freedom, right, justice, the understanding of nature, human activity, good and evil, truth, beauty and so on. All these notions are not just abstract ideas. They program the man, his actions and deeds, determine the assessment of certain events in social life and can be observed in any sphere of human activity, whether economy, science or art. Our research is aimed at considering the concepts of law and culture based on methodological and categorial apparatus of both philosophy and jurisprudence.
    To achieve the aim we carry out a philosophical and legal analysis of such phenomena as culture, law, ethics. The issues concerning their origins and mutual influence are studied. We prove the conclusion that law being born in the depths of culture acts as rational means to harmonize social relations. It originally works out a specific logic that enables the participants of the process to form an idea about justice (ideally) of decisions made.

    Обзор статьи

    Философские исследования проблем права имеют в России богатую, многовековую историю. Развитые философские концепции правопонимания можно обнаружить в наследии целого ряда русских мыслителей (А.Н. Радищев, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой).
    Пребывание в правовом пространстве является важнейшей стороной жизни цивилизованного человечества. Силы, находящиеся у власти, нуждаются в правовом обеспечении существующего положения, широкие массы населения нуждаются в правовой защите, для представителей теоретической мысли значимым является прояснение «правовой картины мира». Число научных работ по общетеоретическим вопросам права постоянно увеличивается.
    Отечественный философ В.А. Канке пишет о том, что в современной (зарубежной) философии юриспруденции наблюдается «изобилие монографий под названием "Философия права"». Тут же он указывает, что в них, как правило, нет тщательного анализа концептов юриспруденции, «соотношение юриспруденции и философии подменяется их симбиозом» [1. С. 85].
    В отечественной специальной литературе можно наблюдать те же особенности. В монографиях, посвященных философским аспектам права, охотно говорится об исторических этапах развития правовых отношений, о политически острых периодах изменений в законодательстве и невнятно – о философских проблемах собственно права [3]. Современные авторы Н.В. Михалкин и А.Н. Михалкин приводят пример, когда специалисты, пишущие о логике права, не считают нужным различать «философию права» и «общую теорию права» [2. С. 18; 346–347].
    Создается впечатление, что многие авторы недостаточно ясно видят специфику предмета, которому они посвящают свои публикации. В этой связи возникает вопрос о целесообразности и значимости комплексного исследования взаимосвязей философских и правовых категорий. Полагаем, что на данный вопрос должен быть дан положительный ответ. Как известно, межотраслевые исследования, находящиеся на стыке нескольких наук либо науки и философии, науки и религии, значительно обогащают затрагиваемые области знаний, позволяя привнести в них новые идеи, концепции, на базе которых впоследствии возникают теории, школы и даже новые направления в науке. Показательными примерами могут служить появившиеся на стыке социологии и психологии, с одной стороны, и правоведения, с другой стороны, две теории (школы) права: социологическая (С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский и др.) и психологическая (Л.И. Петражицкий).
    В данной статье ставится цель рассмотреть категории «права» и «культуры» опираясь на методологический и категориальный аппарат как философии, так и юриспруденции.
    Культура – путь к упорядоченности существования. Культура в целом является опытом поколений, который существует на правах знаемой традиции. Традиция, в свою очередь, поддерживается массовой убежденностью в ее продуктивности. Традиция организует межличностные отношения на всех уровнях общения. Наличие культурного опыта в том или ином виде присутствует в сфере материальной деятельности. Таковы предметы, в облике которых просматриваются следы эмоционального отношения к ним. В них опосредованно, как культурный «знак», может быть отражен процесс изготовления либо характер использования. Эти предметы относят к сфере «материальной культуры».
    Владение формами культуры, принадлежащей данному социуму (этносу), является суммарным условием «нормы» коммуникативных отношений. По этому признаку в социуме узнают «своих».
    Существование локальных культур связано с их реальным «разбросом» во времени и пространстве. В истории человечества в разных местах и в разное время зарождаются и утверждают себя различные типы культуры. Культурологи подчеркивают неповторимость и своеобразие культурных ареалов. Хотя локальность сама по себе не снимает существование универсального начала: функционирующая культура в своем основании есть опыт жизни когда-то усвоенный, а затем подразумеваемый.
    Во всякой культуре существуют общие тематические разделы, которые имеют тенденцию к содержательному повторению: мифология, искусство, философия, религия, наука, мистические учения, различные формы идеологии, образцы решения конфликтных ситуаций, значимые правовые установления.
    Декларативно либо в качестве культурного контекста они неопределенно долго заполняют духовное пространство социума.
    Культура – фактор консолидации. В качестве системы принятых норм культура организует повседневную жизнь социума (этноса). В межличностном общении предстают значимыми семиотические аспекты. В потоке повседневной жизни востребованной оказывается символика.
    В частности, облик вещей нередко свидетельствует о связях данного предмета с миром ценностей. Когда язык символики понимаем, представления людей о смыслах, присущих жизни этноса, адекватны.
    Культура как ценностная мотивация. В культуре значимую роль играет человеческая психика. Идеологи стремятся вывести смысловые блоки желаемых ценностных представлений на уровень бессознательного. В случае успеха формируются убеждения, которые являются опорным моментом пребывания человека в социуме. Общественное сознание сохраняет смыслы принятых ценностей, осуществляя их трансляцию во времени. Поведенческая стилистика человеческого существования начинает подразумеваться.

    Список использованной литературы

    1. Канке В. Философия юриспруденции. Обнинск, 2011.
    2. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. Философия права. М., 2011.
    3. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2002; 2010.
    4. Шеллинг Ф. Соч. В 2-х т. М., 1987. Т. 1.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2