ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование ведомственной системы МВД России по противодействию легализации преступных доходов и некоторые проблемы ее организации в настоящее время

FORMATION OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENTAL SYSTEM OF COUNTERACTING LEGALIZATION OF ILL-GOTTEN GAINS AND ITS RECENT ORGANIZATIONAL PROBLEMS



М.Л. Родичев
M.L. Rodichev
petrogradets@bk.ru
старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior lecturer of the criminal law department of the State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • теневая экономика
  • легализация (отмывание) преступных доходов
  • выявление и раскрытие фактов легализации имущества, приобретенного преступным путем
  • Keywords:

  • shadow economy
  • legalization (laundering) of ill-gotten gains
  • disclosure and revelation of facts of legalization of ill-gotten property
  • Факты легализации преступных доходов выявляются правоохранительными органами Российской Федерации в настоящее время достаточно редко. По мнению автора, данная проблема обусловлена как несовершенством законодательства, регулирующего противодействие рассматриваемому виду преступности, так и недостатками в организации работы компетентных государственных органов. В статье рассмотрены некоторые, характерные для настоящего времени, недостатки в организации работы оперативных подразделений полиции по противодействию легализации преступных доходов, что позволяет сделать вывод об актуальности темы работы.
    В статье последовательно рассмотрен процесс возникновения ведомственной системы МВД России по организации противодействия легализации преступных доходов и ее современное состояние. В ходе исследования автором использовались такие методы, как опросы экспертов и изучение следственно-судебной практики.
    В статье предлагаются конкретные меры, направленные на совершенствование работы оперативных подразделений ОВД по противодействию рассматриваемому виду преступности.
    Предложенные автором выводы дополняют систему научных знаний теории оперативно-розыскной деятельности, касающихся сферы противодействия легализации преступных доходов.

    The facts of legalization of ill-gotten gains have been quite rarely revealed by Russian law-enforcement bodies recently. It is the author’s opinion that this problem has been caused by imperfections of legislation, which governs this type of crime as well as by shortcomings within organizational management of state competent authorities. The article describes specific shortcomings in organization and administration of police operational activities, which gives grounds to consider the research issue to be quite relevant. The article consistently analyses the origin of the departmental system of counteracting legalization of ill-gotten gains and describes its current state.
    While studying the author has used such methods as experts’ survey and investigatory judicial practice research.
    As a result the article proposes definite measures aimed at operations improvement within all District Departments of Internal Affairs operational units in the field of counteracting the type of the crime under research.
    The conclusions proposed by the author complement and enlarge the system of knowledge in the field of operative crime detection activities theory dealing with counteracting legalization of ill-gotten gains.

    Обзор статьи

    Противодействие легализации преступных доходов – сравнительно новое направление деятельности для правоохранительных органов Российской Федерации.
    Несмотря на то, что СССР, а впоследствии Российская Федерация своевременно присоединялись к международным договорам, посвященным противодействию легализации преступных доходов, такого преступления, как легализация имущества, приобретенного преступным путем, до 1 января 1997 года в уголовном законе нашего государства не существовало.
    В свою очередь, подобное положение вещей приводило к тому, что задачи по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов перед органами государственной власти СССР не ставились и целенаправленной систематической работы правоохранительными органами СССР, а впоследствии и России, направленной на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений рассматриваемого вида, до 1997 года не велось.
    В этом отношении наше государство значительно уступает родоначальнику борьбы с легализацией преступных доходов – США, правоохранительными органами которых накоплен почти 80-летний опыт по противодействию легализации преступных доходов, а также некоторым странам Европейского Союза.
    Признание легализации преступных доходов в качестве преступления в России произошло только в 1997 году, когда начал действовать новый Уголовный Кодекс РФ, в который была включена статья 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем» [1].
    Признание легализации преступных доходов преступлением, включение в уголовный закон нормы, предусматривающей ответственность за легализацию имущества, приобретенного преступным путем, повлекло со стороны государства соответствующие правовые и организационные меры, направленные на формирование системы органов государственной власти, ответственных за противодействие отмыванию преступных доходов.
    В связи с необходимостью противодействия новому виду преступности, в соответствии с совместным Приказом МВД РФ № 335, Минфина РФ № 31н, МНС РФ № ГБ-3-34/133, ГТК РФ № 297, ФСБ РФ № 194, ФСНП РФ № 160, ВЭК РФ № 90, Минэкономики РФ № 244, Минюста РФ № 181 от 14.05.1999 г. при МВД России был создан Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем (далее – Центр).
    В соответствии с вышеуказанным правовым актом, Центр являлся подразделением при МВД России (на правах управления), обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.
    Центр возглавлял начальник, который назначался на должность и освобождался от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (далее – ГУБЭП) МВД России и являлся одновременно по должности заместителем начальника ГУБЭП МВД России.
    При создании Центра в его состав входили такие структурные подразделения, как отдел анализа и стратегических исследований и отдел оперативно-розыск-ных мероприятий.
    Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, при МВД России, действовал немногим более 3 лет и был упразднен 13 ноября 2002 года [4], в связи с учреждением Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) как единого органа, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем [3].
    Впоследствии, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [5], КФМ России был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ РФ).
    Легализация денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, всегда является дополнительным преступным актом, совершенным после первоначального (предикатного) преступления. В частности, легализация преступных доходов может быть совершена после совершения таких преступлений, как незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, хищения, получение взятки, незаконное предпринимательство, и иных преступлений в сфере экономической деятельности. В силу этого легализация преступных доходов может быть выявлена, в принципе, любым субъектом оперативно-розыскной деятельности, в компетенцию которого входит противодействие преступности определенного вида. Как показывает статистика, наиболее часто легализация преступных доходов выявляется оперативными подразделениями МВД РФ, УФСКН РФ и ФСБ РФ.
    Каждый из субъектов ОРД формирует свою внутреннюю правовую базу и организует противодействие легализации преступных доходов в закрепленной за ним сфере оперативного обслуживания, исходя из своих задач и имеющихся возможностей.

    Список использованной литературы

    1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2954.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 07.04.2010 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 9 апреля. № 75.
    3. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 45. Ст. 4251.
    4. Приказ МВД РФ № 880, ФСБ РФ № 651, ГТК РФ № 1200, ФСНП РФ № 489, Минфина РФ № 84н, МНС РФ № БГ-3-06/651, Минюста РФ № 313, Минэкономразвития РФ № 372 от 13.11.2002 г. «О признании утратившим силу межведомственного приказа». Документ опубликован не был.
    5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта. № 50.
    6. Приказ МВД РФ от 08.01.2009 г. № 12 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России» // Российская газета. 2009. 6 марта. № 39.
    7. Жубрин Р.В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт): монография. М.: АПКиППРО, 2010.
    8. Зимин О.В., Быстрова Ю.В. Современная парадигма понятия «Легализация (отмывание) преступных доходов»: монография / ВНИИ МВД России. М., 2009.
    9. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Спецкнига, 2007.
    10. Сведения о состоянии преступности за 2010 год // Официальный сайт МВД РФ. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/show_88233/ (дата обращения: 11.02.2014)
    11. Сведения о состоянии преступности за 2013 год // Официальный сайт МВД РФ. URL: http://mvd.ru/upload/site1/ document_file/H8NGnfdiEy.pdf (дата обращения: 11.02.2014)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2