ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Задачи системы трипартизма в контексте развития социального государства

OBJECTIVES OF THE SYSTEM OF TRIPARTISM IN THE CONTEXT OF A MODERN WELFARE STATE DEVELOPMENT



Е.Г. Олейникова
E.G. Oleynikova
gattogatto@mail.ru
профессор кафедры истории и теории политики Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, доктор исторических наук, профессор, действительный член (академик) Академии гуманитарных наук РФ
Professor of History and Theory of Politics at Volgograd Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of History, Professor, Full Member (Academician) of the Academy of Humanities of the Russian Federation
г. Волгоград
Volgograd

Ключевые слова:

  • социальное государство
  • трехстороннее социальное партнерство
  • трипартизм
  • социальная политика
  • коллективный договор
  • генеральное соглашение
  • качество жизни населения
  • гармонизация общественных интересов
  • социально-экономические права
  • социально ориентированная экономика
  • трехстороннее соглашение
  • Keywords:

  • welfare state
  • of tripartite social partnership
  • tripartism
  • social policy
  • harmonization of social interests
  • socialized economics
  • socio-economic rights
  • quality of life
  • collective agreement
  • trilateral (tripartite) agreement
  • general agreement
  • Развитие социального государства является важной задачей современного российского общества. Формирование и совершенствование системы трипартизма – трехстороннего социального партнерства работодателей, наемных работников и государства – служит одним из основных элементов внутренней политики социального государства. Поэтому научное исследование задач системы трипартизма в контексте развития социального государства является актуальным и востребованным. Методологической основой работы послужили методы анализа, синтеза, обобщения, ретроспективного исследования и др.
    Автор рассматривает роль теории трипартизма в становлении концепции социального государства, исследует важнейшие принципы трипартизма, анализирует опыт развития системы трипартизма в Российской Федерации.
    В ходе исследования автор пришел к выводу, что система трипартизма призвана решать многие насущные задачи социального развития современного общества. Без ее дальнейшего совершенствования немыслимо построение и функционирование социального государства. Вклад автора в развитие темы заключается в формулировании и исследовании основных задач трехстороннего социального партнерства в современной России.

    Welfare state development is considered to be an important task in the Russian society. Thereupon one of the key elements of domestic policy pursued by a welfare state is creation and improvement of the system of tripartism – a tripartite social partnership of business, labor and state. Scientific research of the system objectives in the context of a modern welfare state development correspondingly becomes a pressing issue of high demand. The article is based on such methods as analysis, synthesis, generalization, retrospective analysis and others.
    The author examines the role of tripartism theory in formation of a welfare state concept, reviews fundamental principles of tripartism and analyses experience of tripartism development in the Russian Federation.
    While studying the author has come to the conclusion that the mission of the system of tripartism is to solve different vital tasks of social development of a modern society. The author proceeds from the fact that it is quite impossible to found and ensure functioning of the welfare state without further upgrading the system. The author’s contribution to the study consists in formulation along with investigation of the basic tasks of tripartite social partnership in Modern Russia.

    Обзор статьи

    Согласно утвердившейся в современной науке точке зрения, социальное государство возникло в силу комплекса причин [7. С. 34]. По нашему мнению, одной из важнейших предпосылок формирования теории и практики социального государства стала необходимость гармонизации интересов различных социальных групп. Теория социального государства, родоначальником которой считается Лоренц фон Штейн, была призвана уменьшить конфликтность между имущими и неимущими классами капиталистического общества. В первую очередь – между собственниками средств производства и наемными работниками. Говоря о «должноствовательной» природе социального государства, Л. Фон Штейн подразумевал не только возможность, но и обязанность государства заботиться о наиболее уязвимых слоях населения, находить пути обеспечения достойной жизни каждому человеку.
    В настоящее время модель социального государства имеет несколько разновидностей – неолиберальное социальное государство (США, Великобритания), консервативно-корпоративистское (Франция, Германия, Италия и многие другие европейские страны), социально-демокра-тическое (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия). Они различаются по степени государственного регулирования социально-трудовых отношений, по уровню государственных расходов на социальную сферу, по объему предоставляемых населению гарантий и льгот [5. С. 13].
    Внутренняя политика современных социальных государств, при всем многообразии их разновидностей, включает ряд обязательных принципов: поощрение состязательности различных форм собственности; курс на обеспечение всеобщей занятости; перераспределение части доходов населения с целью поддержки малоимущих слоев и во избежание социально опасного уровня имущественного расслоения. Неотъемлемым элементом внутренней политики социального государства является его активное участие в нормализации отношений работодателей и наемных работников. Таким образом, складывается трипартизм, т.е. трехсторонняя система социального партнерства, включающая собственников средств производства (в лице их организаций), наемных работников (в лице профсоюзов) и органы государственной власти различных уровней. Важнейшими принципами трипартизма являются равноправие сторон, добровольность принятия обязательств, взаимное уважение и ответственность.
    Первые элементы системы трипартизма стали появляться в Российской Федерации в начале 1990-х гг., в условиях стремительного разгосударствления собственности на средства производства. 11 марта 1992 г. был принят Закон РФ № 2491-1 «О коллективных договорах и соглашениях». Коллективный договор в нем определялся как правовой акт, регулирующий трудовые социально-экономичес-кие и профессиональные отношения между работодателем и работником [1. С. 235–249]. Но практика использования коллективного договора как гаранта взаимной защищенности и ответственности в те годы не была повсеместной. Так, в 1993 г. только 25% от общего количества работающих г. Москвы регулировали свои взаимоотношения с работодателем в соответствии с коллективным договором [3].

    Список использованной литературы

    1. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» // Социальная политика в России: сб. документов. М.: Республика, 1992. 519 с.
    2. Богатенкова Е.Ю. Социальная ответственность бизнеса в контексте задач повышения качества жизни населения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 4. С. 113–116.
    3. Калмыков В.В. Социальная политика в условиях трансформации общественно-политической системы и экономической реформы в России: дис. … докт. истор. наук. М., 2014. 618 с.
    4. Морозова Н.И. Эволюция общества в сторону накопления элементов социализации – ведущая тенденция современного общественно-экономического развития // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 1. С. 64–69.
    5. Олейникова Е.Г. Модели социальной политики государства: проблемы теории и практики // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 3. С. 11–14.
    6. Олейникова С.С. К вопросу о природе социальных прав личности и деятельности государства по их обеспечению // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2011. № 26. С. 32–34.
    7. Севрюков Д.Г. Проблема генезиса социального государства в Западной Европе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1 (22) С. 34–37.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2