ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Организационные направления обеспечения устойчивого сбалансированного развития региона на основе повышения качества человеческого капитала

The Organizational Directions of the Ensuring Sustainable Balanced Development of the Region Based on Improving the Quality of Human Capital Assets



М.Н. Кузнецова
M.N. Kuznetsova
dvinskih_marina@mail.ru
аспирант кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
candidate for PhD at the Department of Management of Social and Economic Processes of State Institute of Economics, Finance
г. Гатчина
Gatchina
Рассматриваются направления обеспечения устойчивого сбалансированного развития региона на основе повышения качества человеческого капитала. Предлагается создание межведомственного центра управления устойчивым сбалансированным развитием федерального округа, который должен осуществлять взаимодействие с некоммерческим партнёрством «Региональная ассоциация развития человеческого капитала» субъектов РФ Северо-Западного федерального округа.
The article considers the directions for sustainable balanced development of the region by improving the quality of human capital. We suggest the creation of the interdepartmental control centre for the sustainable balanced development of a federal district, which should interact with the nonprofit partnership "The regional association for human capital development" of the subjects of the Russian Federation of the North-West Federal District.

Ключевые слова:

  • устойчивое сбалансированное развитие региона
  • Межведомственный центр управления устойчивым сбалансированным развитием федерального округа
  • некоммерческое партнёрство «Региональная ассоциация развития человеческого капитала»
  • Keywords:

  • sustainable balanced development of a region
  • Interdepartmental control centre for the sustainable balanced development of a federal district
  • nonprofit partnership "The regional association for human capital development"
  • Для России проблема устойчивого сбалансированного развития является одной из ключевых, что связано с постоянно увеличивающейся дифференциацией развития регионов и доходов населения. Важным при этом является решение организационных проблем обеспечения устойчивого сбалансированного развития регионов. В первой части статьи дается краткий обзор понятия устойчивого развития, а также его основных составляющих. Показана ключевая роль региона в обеспечении устойчивого развития РФ в целом. Во второй части дана сравнительная оценка социально-экономического развития Ленинградской области и регионов Северо-Западного федерального округа. В третьей части статьи предложена организационная модель решения проблем устойчивого развития региона на примере Северо-Западного федерального округа. В качестве методологической основы использовались исследования отечественных и зарубежных учёных по вопросам устойчивого сбалансированного развития региона. В ходе исследования были использованы методы сравнительного и статистического анализа, методы моделирования. Достижение устойчивого развития является основным вектором развития социально-экономических систем. Региональный уровень является ключевым в обеспечении устойчивого развития страны в целом. Анализ социально-экономического развития Ленинградской области показал, что необходимо совершенствовать условия обеспечения устойчивого развития регионов РФ. Межведомственный центр управления устойчивым сбалансированным развитием федерального округа может стать организационным решением проблемы обеспечения устойчивым сбалансированным развитием регионов РФ.
    Sustainable balanced development is a key issue for Russia as it deals with an ever increasing differentiation of regions development along with population’s incomes. Thus it is important to provide organizational support of ensuring sustainable balanced development of regions. In the first part of the article, we offer a brief summary of the concept of sustainable development and its base components. We demonstrate a key role of a region in a sustainable development of the Russian Federation as a whole. In the second part, we give a comparative assessment of the social and economic development of Leningradskaya region and other regions of the North-West Federal District. In the third part, we propose an organizational model of how to deal with a matter of regional sustainable development referring to the North-West Federal District as an example. As a methodological basis we have used research of Russian and foreign scientists in the field of a sustainable and balanced development of a region. In the course of researching we would use methods of comparative and statistical analysis as well as modeling techniques. Achieving sustainable development is the main vector of development of social and economic systems. A regional level is a key one in the sustainable development of a country as a whole. The analysis of the social and economic development of Leningradskaya region has demonstrated that it is necessary to improve conditions for the sustainable development of regions in the Russian Federation. The interdepartmental control centre for the sustainable balanced development of a federal district may become an organizational solution of the task of the sustainable and balanced development of the regions of the Russian Federation.

    Обзор статьи

    В 1960–1970е гг. исследователи пришли к пониманию того, что экологические и социально-экономические проблемы угрожают жизни современного и будущих поколений, и в это время начали развиваться идеи устойчивого развития человечества (концепция sustainable development). В большинстве определений устойчивого сбалансированного развития выделяют экономические, социальные и экологические компоненты, следовательно, устойчивое сбалансированное развитие обеспечивается достижением социально-экономического равновесия и стабильности, развитием общественных отношений, обеспечением условий для материального благополучия, духовного развития и социальной самореализации человека, рационального природопользования и охраны окружающей среды с учетом интересов нынешнего и будущего поколений. В России концепция перехода к устойчивому развитию была принята еще в 1996 г. Под переходом понимается поэтапный процесс, предполагающий на первом этапе обеспечение стабилизации экологической ситуации при выходе страны из экономического кризиса, затем качественное улучшение состояния окружающей природной среды за счет экологизации производства и экономической деятельности и на последнем этапе – введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистем [1]. В настоящее время для нашей страны необходимо определить принципы и законы, обеспечивающие региональную устойчивость в условиях реформируемой экономики с учетом экономической, социальной и природноресурсной составляющих, а также разработать методологические подходы ее реализации на локальном уровне. В условиях перехода к информационному обществу ключевой движущей силой экономики становится человеческий капитал [3], поэтому устойчивость и сбалансированность регионального развития может быть достигнута только на основе повышения качества человеческого капитала (рис. 1). Единой, обязательной для всех регионов формы устойчивого развития быть не может. Но в настоящее время повышается роль региона в процессе развития страны, а значение территориального фактора в развитии российского общества становится общепризнанным. Различия в уровне социальноэкономического развития регионов привносят свои уникальные качества в процессы развития России. В условиях российской действительности экономические и политические явления, формально схожие в планетарном масштабе, приобретают новые качества [4].

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Российская газета. 1996. 9 апреля. № 67.
    2. Бакирова А.М., Буланов А.Ю., Гервасьев М.А. [и др.] Факторы устойчивого развития регионов России: монография / под общ. ред С.С. Чернова. Кн. 8. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. 276 с.
    3. Заборовская О.В. Управление человеческим капиталом региональной экономики в условиях интенсификации взаимодействий с внешней средой // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 15–21.
    4. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. СПб.: Наука, 2006. 618 с.
    5. Родионов Д.Г., Кушнёва О.А., Рудская И.А. Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг // Инновации. 2013. № 11 (181).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2