ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Стратегия формирования инновационной составляющей при создании научно-образовательного комплекса в регионе

Strategy of Forming Innovation Component when Creating Scientific and Educational Complex in Region



Р.Н. Авербух
R.N. Averbukh
mail@gief.ru
первый проректор, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
first vice-rector of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
г. Гатчина
Gatchina
Рассматривается роль инновационной составляющей при создании научно-образовательного комплекса, функционирование которого ориентировано на использование новых знаний, новых парадигм развития, передовых подходов, методов и технологий в управлении научно-инновационной и образовательной деятельностью.
We consider the role of innovation component when creating scientific and educational complex targeted at using new knowledge, new development paradigms, advanced approaches, methods and technologies to manage scientific, innovation and educational activity.

Ключевые слова:

  • стратегия
  • инновационная оставляющая
  • интеграция
  • научно-образовательный комплекс
  • диверсификация
  • Keywords:

  • strategy
  • innovation component
  • integration
  • scientific and educational complex
  • diversification
  • В статье анализируются возможности инновационного развития профессионального образования на основе интеграции образовательных учреждений в регионе. Автор выявляет и обосновывает инновационные составляющие интеграционных процессов в региональных системах образования. Особое внимание уделено анализу инновационного опыта создания научно-образовательного комплекса в Ленинградской области. Автор доказывает необходимость учета организационно-экономического аспекта в научно-инновационной деятельности.
    We analyze possibilities of innovation development of professional education on the basis of integration of educational institutions in a region. We reveal and substantiate innovation components of integration processes in regional educational systems. Special attention is paid to the analysis of innovative experience of creating a scientific and educational complex in Leningrad region. We prove the need to take into consideration organizational and economic aspect in scientific and innovation activity.

    Обзор статьи

    Эффективность работы образовательных учреждений профессиональной школы в рыночной среде существенно зависит от степени их экономической самостоятельности, инновационной направленности развития и интеграции локальных образовательных структур в образовательные или научно-образовательные комплексы. Интеграционные процессы в экономике и образовании должны учитывать национально-региональные и мировые тенденции социально-экономического и технологического развития, среди которых все больший вес и значение приобретают инновационные аспекты производства товаров и услуг, в том числе образовательных. Именно инновационная составляющая интеграционных процессов, происходящих в региональных системах образования, по нашему мнению, должна быть объектом стратегического анализа и планирования при поэтапном формировании научно-образовательного комплекса (НОК) как сложной многоуровневой структуры, в рамках которой последовательно объединяются в единое целое учебные заведения различных типов, уровней и форм собственности. Выдвинутое положение обусловлено тем, что любая стратегия, в отличие от текущего планирования и текущего управления, в том числе объектами интегрированного типа, имманентно ориентирована на использование новых знаний, новых парадигм развития, новых подходов, методов и технологий в управлении научно-инновацион-ной и образовательной деятельностью. К сожалению, далеко не все отмеченные признаки понятия «стратегия» отражены в известных нам отечественных и зарубежных литературных источниках, включая родоначальника теории стратегического управления И. Ансоффа. Кроме того, интеграционные процессы, особенно на этапе поглощающей интеграции, сопровождаются внутрисистемной диверсификацией правового поля и организационных структур. Так, например, на завершающем этапе формирования НОК на базе ГИЭФПТ, расположенного в г. Гатчине Ленинградской области, с использованием поглощающей интеграции, в его организационную структуру с потерей юридического лица вошли шесть учебных заведений: частная академическая гимназия, четыре профессиональных лицея строительного, сельскохозяйственного и машиностроительного профиля, а также областной колледж сервиса и дизайна, которые расположены в различных муниципальных образованиях Гатчинского района Ленинградской области. Для управления учебным процессом в этих учебных заведениях в институте-интегра-торе были созданы специализированные факультеты, что позволило выпускникам 9-х классов, поступающим в НОК, планировать свои образовательные маршруты, вплоть до получения высшего профессионального образования, в одном учебном заведении интегрированного типа. Создание специализированных факультетов в институте-интеграторе с реализацией принципа непрерывного профессионального образования следует отнести к управленческой инновации. Кроме того, бухгалтерия института взяла на себя все операции, связанные с движением аккумулированных финансовых средств и материальных ресурсов интегрируемых образовательных структур. Организационная структура НОК на этапе поглощения интегрируемых структур представлена на рисунке [4. С. 115].

    Список использованной литературы

    1. Авербух Р.Н., Лукин Г.И. Формирование внутривузовского организационно-экономического механизма функционирования автономного образовательного учреждения высшей школы и мониторинг результативности его деятельности за 2008–2012 гг.: федеральный эксперимент РАО на базе ЛОИЭФ. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2009. 38 с.
    2. Лукин Г.И. Очерки по экономике, инновациям и прогнозированию развития профессионального образования. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2005. 206 с.
    3. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1991.
    4. Уткин О.А. Теория и практика управления в высшей школе: опыт, проблемы, инновации: монография. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2011. 222 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2