ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Теоретическое обоснование реализации государственно-частного партнерства для повышения эффективности развития спортивно-зрелищных услуг в россии

Theoretical Reasoning of Realization of Public Private Partnership for the Development of Sports and Entertainment Services



Е.В. Таймазова
E.V. Taimazova
dekanat205@yandex.ru
специалист по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий (отдел материально-технического обеспечения, организации и проведения спортивных мероприятий) СПб ГАУ «Центр подготовки»
specialist in organizing mass sporting events (material and technical support department) of “Training Centre”
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматривается понятие спортивно-зрелищных услуг как специфического вида социально-экономической деятельности, выявляются их отличительные от других видов услуг характеристики, исследуются функции государства и коммерческих организаций при предоставлении данного вида услуг. Проводится теоретическое обоснование реализации государственно-частного партнерства при развитии спортивно-зрелищных услуг в России.
The concept of sports and entertainment services as a specific kind of social and economic activity is studied in the article. We identify the peculiarities of this kind of services and functions of the state and commercial organizations in supplying such services. We provide theoretical reasoning of realization of public private partnership in development of sports and entertainment services in Russia.

Ключевые слова:

  • экономика спорта
  • спортивно-зрелищное мероприятие
  • спортивно-зрелищная услуга
  • государственно-частное партнерство
  • Keywords:

  • economy of sports
  • sports and entertainment event
  • sports and entertainment service
  • pubic private partnership
  • Спортивно-зрелищные услуги – специфический вид социально-экономической деятельности, характеризующийся высокой социальной направленностью, с одной стороны, и высокой рентабельностью, с другой, определяемый как комплекс услуг по организации и проведению спортивно-зрелищных мероприятий. Развитие данной сферы услуг при ее большом коммерческом потенциале в период становления использования рыночных механизмов при развитии спорта в России требует изучения и применения научного подхода. Этим и объясняется необходимость выделения данного вида услуги, обосновывается необходимость данного исследования. Кроме того, разработанность данной темы и практические сложности при становлении государственно-частного партнерства в данной сфере (принимая во внимание проведение за ближайшие годы большинства значимых международных спортивных мероприятий на территории России) делают тему исследования особенно актуальной. В статье исследуются предпосылки выделения спортивно-зрелищной услуги, ее специфические характеристики, выявляются сферы ответственности государства и коммерческих организаций, их функции при предоставлении данной услуги. Дается теоретическое обоснование необходимости реализации государственно-частного партнерства для эффективного развития спортивно-зрелищных услуг.
    Sports and entertainment service is a specific type of social and economic activity characterized by high level of social orientation, on the one hand, and, on the other hand, by high profitability. This type of activity is defined as a complex of sports and entertainment events organization services. The growth of this service sector, taking into account its large commercial potential in the period of making use of market mechanisms in the development of sports in Russia, needs further analysis and application of the scientific approach. This is the reason for marking out this type of service as well as for giving proof of the necessity of this study. In addition, the readiness of the topic along with practical difficulties being faced in the course of forming public private partnership in this area (taking into account that the most important international sports events will be held in Russia in coming years) make the research issue especially topical. The article examines prerequisites for marking out sports and entertainment service, its specific features, identifies areas of responsibility of the state and commercial organizations, their functions in providing this service. It provides theoretical reasoning of the need to implement public private partnership for the effective development of sports and entertainment services.

    Обзор статьи

    Современное общество уделяет спорту особое внимание, так как спорт является не только эффективным инструментом воспитания здорового и целеустремленного нового поколения, но и одним из самых прибыльных сегментов сферы услуг. На сегодня разнообразие проводимых спортивно-зрелищных мероприятий и развитых видов спорта в стране является одним из показателей ее эффективного развития, повышения благосостояния нации, предпосылкой для развития национального туризма и, следовательно, одним из наиболее эффективных способов привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Поэтому своевременное и эффективное развитие данной отрасли является стратегически важным для многих развивающихся и развитых стран. Быстрый рост интереса бизнес-структур к данному сегменту спортивной деятельности и, как следствие, изменение ролей государственного и частного секторов в управлении данной сферой услуг поспособствовали выделению такого понятия, как спортивно-зрелищная услуга. Для определения спортивно-зрелищ-ной услуги необходимо выделить ее специфические социально-экономические особенности: 1) социальная направленность спорта (развитие культурных, духовных ценностей как у спортсменов, так и у зрителей, пропаганда здорового образа жизни и популяризация занятий спортом); 2) массовость спортивно-зрелищных мероприятий (как по месту проведения спортивно-зрелищного мероприятия, так и виртуально за счет интернет-технологий и освещения в СМИ); 3) уникальность спортивно-зрелищно-го мероприятия, невозможность повторения сценария соревнования или его разработки заранее; 4) использование передовых технологий при организации спортивно-зрелищ-ных мероприятий, инновационных технологий в строительстве спортивных объектов и их оборудовании, последних маркетинговых и управленческих разработок при организации спортивно-зрелищных мероприятий; 5) высокая фондоёмкость спортивно-зрелищных мероприятий (необходимость строительства дорогостоящих современных спортивных сооружений) [6]; 6) комплексность воздействия на развитие бизнеса в стране, направленного не только на спортивно-зрелищную услугу, но и на сопутствующие услуги, а следовательно, и на другие сегменты экономики (такие как строительство, гостиничный бизнес, наука, образование и т.д.). Таким образом, спортивно-зрелищная услуга сочетает в себе три основных направления: - применение соревновательного процесса у спортсменов, за счет чего повышается популяризация спорта и активного образа жизни; - использование современных технологий в процессе организации и проведения спортивно-зрелищных мероприятий для максимального вовлечения зрителя в соревновательный процесс; - организация сопутствующей логистической и дополнительной туристической деятельности для посетителей спортивно-зрелищного мероприятия.

    Список использованной литературы

    1. Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 1433-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Золотов М.Н. Формирование адекватной спросу населения сети физкультурно-спортивных сооружений на основе маркетинговых исследований // Теория и практика физической культуры. 2003. № 6. С. 58–61.
    4. Луговских Н.Б. Повышение эффективности сотрудничества транспортных компаний и организаторов крупных спортивных мероприятий // Экономика железных дорог. 2012. № 12. С. 76–80.
    5. Луговских Н.Б. Специфика маркетинга спортивно-зрелищного мероприятия // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 19. С. 194–195.
    6. Луговских Н.Б. Формирование организационно-управленческого механизма предоставления спортивно-зрелищных услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2013. 24 с.
    7. Славко А.Л. Социально-нравствен-ный потенциал физической культуры и спорта: формы реализации и целенаправленного использования // Институт социологии и права: научные труды. Т. 4. Вып. 2. Белгород: Изд-во ИСП, 2008. С. 98–101.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2