Сущность формирования целевых приоритетов для оценки эффективности реализации целевых программ развития социальной инфраструктуры

Essence of Forming Target Priorities to Assess Efficiency of Target Programs of Developing Social Infrastructure



К.А. Мартынюк
K.A. Martynyuk
xenia88@inbox.ru
ведущий экономист ЗАО «Петербургский тракторный завод»
Essence of Forming Target Priorities to Assess Efficiency of Target Programs of Developing Social Infrastructure
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Проведен анализ возможных рычагов воздействия на объект целевой программы, выявлены сущностные характеристики и условия формирования целевых приоритетов.
We analyze possible instruments to influence the object of target problem and reveal features and conditions of forming target priorities.

Ключевые слова:

  • социальная инфраструктура
  • целевые программы
  • целевые приоритеты
  • эффективность
  • Keywords:

  • social infrastructure
  • target programs
  • target priorities
  • efficiency
  • В статье рассматривается сущность формирования целевых приоритетов для оценки эффективности реализации целевых программ развития социальной инфраструктуры. Тема, основанная на анализе формирования оценки эффективности, является актуальной в условиях необходимости совершенствования существующих механизмов реализации программно-целевого планирования. Автором проведен анализ возможных рычагов воздействия на объект целевой программы, выявлены сущностные характеристики и условия формирования целевых приоритетов. Предложены сущностные основы формирования целевых приоритетов, которые могут стать базой в комплексной многоуровневой методике оценки эффективности целевых программ развития социальной инфраструктуры.
    We consider the essence of forming target priorities to assess the efficiency of target programs of social infrastructure development. The topic based on the analysis of developing the assessment of efficiency is relevant in the conditions where there is a need to improve the existing mechanisms of carrying out program-target planning. We make the analysis of possible ways to affect the object of a target program, reveal intrinsic characteristics and conditions of forming target priorities. We suggest the basis for forming target priorities that could become the foundation for a complex multi-level method to assess the efficiency of target programs of social infrastructure development.

    Обзор статьи

    В условиях устойчивого экономического развития закономерно возрастает роль программно-целевого планирования, способного решать сложные комплексные проблемы и имеющего достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения. Однако методическая база по оценке эффективности реализации целевых программ зачастую не дает полноценного представления о результатах проделанной работы. Потребность в комплексной многоуровневой системе оценки целевых программ и непрерывного мониторинга на всех этапах их реализации обусловливается классическими требованиями, предъявляемыми к реализации программно-целевого бюджетирования: наличие цели и соответственно параметров оценки, а также обеспечение всех участников программы полным объемом информации относительно хода ее реализации. Ввиду этого предлагается использовать механизм оценки эффективности целевых программ развития социальной инфраструктуры, представляющий собой комплексную многоуровневую систему, обеспечивающую контроль и анализ на всех этапах программно-целевого управления. Общую структуру данного механизма можно представить в виде логической схемы, отображенной на рис. 1. Обратим внимание, что оценку предлагается проводить на трех основных этапах действия программы. Мониторинг на предварительной и промежуточной стадиях реализации целевой программы обусловлен необходимостью в анализе запланированной цели, задач, отбора релевантных мероприятий и вынесения оценочного заключения относительно вероятности достижения результатов. Оценка эффективности на конечной стадии позволяет отслеживать ключевые факторы успеха реализации целевой программы, проводить анализ результатов воздействия на проблемную область и формировать информационную базу относительно технологий их достижения. Следует уточнить, что под оценкой эффективности, как правило, понимается сопоставление результатов программы с затраченными в ходе ее реализации ресурсами. Главная задача оценки эффективности – поиск наиболее эффективных (минимальных по ресурсным затратам) вариантов решения проблемы. Однако обратим внимание на то, что эффективность в контексте реализации целевых программ социальной инфраструктуры может иметь как финансовое, так и общественное (социальное) измерение. Это объясняется различными рычагами воздействия на объект целевой программы и заданными целевыми приоритетами. Схема возможных направлений воздействия на объект целевой программы и, как следствие, достижение той или иной эффективности (целевого приоритета) представлена на рис. 2. Как видно из рис. 2, существует два основных рычага воздействия на целевую программу: государственный и частный. Воздействуя на объект целевой программы, а именно на проблемную область, можно достичь следующих целевых приоритетов: социальной, бюджетной или коммерческой эффективности.

    Список использованной литературы

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г. № 145-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    2. Мансуров Р.Ш. Определение эффективности инвестиционных проектов с учетом интересов различных участников: дис. … канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2006.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2