ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности развития рынка отечественного кинопоказа как инновационной составляющей сферы услуг

Specifics of Development of Domestic Film Exhibiting Market as an Innovative Component of the Service Sector



А.Д. Евменов
К.Б. Смирнов
A.D. Evmenov
K.B. Smirnov
kit.producer@mail.ru
smi-konstantin@list.ru
ректор ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», зав. кафедрой управления экономическими и социальными процессами, доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
rector of St. Petersburg State University of Cinema and Television, head of the Department of Management of Economic and Social Processes, Doctor of Economics, professor
candidate for PhD at the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Проводится анализ жанровой принадлежности лидеров отечественного кинопоказа за 2013 год, даются рекомендации по повышению эффективности российской кинематографии на примере фильма «Сталинград» режиссера Ф. Бондарчука.
The authors analyse the genres membership of leaders of the national film exhibition in 2013 and give recommendations on improving the efficiency of the Russian cinematography citing as an example "Stalingrad" directed by F. Bondarchuk.

Ключевые слова:

  • кинематография
  • кассовые сборы
  • государственная поддержка
  • инновации
  • Keywords:

  • cinematography
  • box office
  • state support
  • innovation
  • Актуальность темы статьи обусловлена потребностью исследования условий и факторов формирования отечественного рынка кинопоказа, структура которого подвержена постоянным изменениям, что связано как со спецификой рынка творческого продукта, так и со значительными проблемами в экономическом развитии этой сферы деятельности. Для отражения современного состояния рынка кинопоказа в статье используются статистические материалы, характеризующие предпочтения потребителей и доходы игроков рынка, проведен жанровый анализ современного отечественного кино, вышедшего в кинопрокат в 2013 году. В работе использованы статистические сведения, результаты различных исследований, данных открытых источников информации о бюджетах фильмов и кассовых сборах. Исследование проведено с помощью методов системного и сравнительного анализа, с применением статистических методов. Структура статьи предполагает экспертный анализ отрасли отечественного кинопроката в целом, который завершает рейтинг кинопродукции на основании сравнения кассовых сборов в России, приводятся авторские выводы о состоянии и структуре рынка, рекомендации по выбору приоритетных направлений развития субъектов рынка. Вклад авторов состоит в определении современного состояния рынка кинопоказа, аргументации приоритетов его развития в сложившихся экономических условиях, с учетом технического и инновационного состояния объектов инфраструктуры киноотрасли. Обосновано, что на рынке отечественного кинопроката лидируют произведения с довольно узкой жанровой специализацией, что может привести к ухудшению конкурентных позиций отечественных кинопроизводителей. В связи с этим российским кинопроизводителям следует осуществлять выпуск кинофильмов, ориентированных на современные инновационные технологии, совершенствовать бизнес-модели и искать способы выхода на рынки кинопоказа зарубежных стран, что может послужить сильным толчком в развитии отечественного кинематографа.
    Actuality of the research issue has been caused by the necessity to explore terms and factors of making national film exhibiting market with its structure being subject to permanent changes. It relates both to specific character of the market of this creative product and to challenging problems that exist in the economic development of this particular sphere of activity. In order to disclose the present state of film exhibiting market the author uses statistical data which describe consumers’ preferences along with the key market players’ incomes. In addition the author makes genre analysis of modern domestic films which have been showing in cinemas since 2013. The paper applies to statistical data, results of different research, open sources of information data regarding film budgets and box-office ret urns. The research is based on systems and comparative analysis techniques with statistical methods having been used. The composition of the article provides for expertise of the national film distribution and exhibition system in whole. The analysis completes films rating based on comparison of box-offices returns in Russia. The paper outlines the author’s findings about the state and structure of the market and recommendations regarding the choice of priority line of development of the market entities. The authors’ contribution includes specifying the state of the modern film exhibiting market, reasoning of priorities of its development in existing business environment taking into consideration operating conditions and innovation state of the film industry infrastructure elements. The article evidences that the industry-leading films in the local film distribution and exhibition market are those of quite narrow genre specialization which might badly affect competitiveness of the local film producers. Thereupon Russian film producers ought to release films being oriented to modern innovation technologies as well as to develop business models and seek for ways to foreign film distribution and exhibition markets entry. This might become an intensive stimulus to domestic filmmaking development.

    Обзор статьи

    Одной из современных особенностей развития отечественного рынка кинопоказа является его строгая жанровая дифференциация. Согласно данным журнала «Кинобизнес сегодня», по состоянию на 22.12.2013 года в десятку лидеров отечественного кинопроката входят такие фильмы отечественного производства, как «Сталинград», «Легенда № 17», «Горько!», «Три богатыря на дальних берегах», «Метро», «Что творят мужчины!», «С новым годом, мамы!», «Джентльмены, удачи!», «Снежная Королева», «Билет на Vegas» [4]. Проведя аутентификацию представленных отечественных киноработ по их заявленной жанровой принадлежности, мы делаем вывод, что наиболее популярные жанры отечественного производителя – это комедии и драмы. Шесть из десяти фильмов-лидеров отечественного проката принадлежат к комедийному жанру, составляя сумму общих сборов на данные кинокартины в размере 88 409 621 долл. Учитывая, что показ данных кинокартин осуществлялся на 7395 экранах, легко посчитать, что в среднем на отечественные кинокомедии-лидеры за 2013 год приходилось 11955 долл. на экран показа. Если произвести расчеты со вторым по количеству представленных отечественными кинокартинами жанром – драмой, то общие сборы с данных кинофильмов составили 63 122 163 долл., при этом показ осуществлялся на 4151 экране, а сборы в среднем на экран составили 15206 долл. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что именно кинофильмы-комедии являются безоговорочными лидерами отечественного кинорынка по кассовым сборам, в настоящее время кинофильмы-драмы, при общем отставании кассовых сборов на 25 287 458 долл., показывают бόльшую экономическую эффективность в расчете на один кинозал. По нашему мнению, данный фактор нельзя трактовать однозначно, потому что, с одной стороны, и отечественный кинопроизводитель, и отечественные прокатчики по-прежнему ориентируются в современном рынке кинопоказа на молодежь, о чем свидетельствует жанровая дифференциация. Данная тенденция легко объяснима, если принять во внимание средний возраст кинотеатральной аудитории и предположить, что именно молодежь в возрасте от 15 до 25 лет чаще ходит в кино, имеет больше свободного времени и доступных финансовых средств для посещения киносеансов, особенно в будние дни. Однако тенденция, что на рынке отечественного кинопоказа на втором месте по популярности в 2013 году находится такой жанр, как драма, требует более подробного анализа. С одной стороны, этот жанр можно назвать противоположностью комедии, так как в этом исторически сложившемся внутреннем подразделении в кинофильмах, драма, как и комедия, показывает частную жизнь людей, но направлена на показ этой личности в драматическом аспекте, в процессе духовного изменения личности, становления характера, зачастую в конфликтных или околоконфликтных ситуациях [3]. Авторы предполагают, что выделенная противоположность в жанровых составляющих позволяет высказать предположение и о дифференциации самой кинозрительской аудитории, что представляется положительной составляющей отечественного рынка кино, потому что, согласно рыночным реалиям, чем больше разнообразия на рынке предложения для покупателей, тем больше вероятность, что покупатель решит удовлетворять свой спрос именно отечественными услугами, а не зарубежными.

    Список использованной литературы

    1. Аль-Нсур А.А. Инновации в сфере услуг: виды и подходы к классификации // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. Вып. 17. № 2. С. 62–65.
    2. Кассовые годовые сборы за 2013 год // Журнал «Кинобизнес Сегодня»: [сайт]. URL: http://www.kinobusiness.com/ kassa/topofyear/2013/ (дата обращения: 24.12.2013)
    3. Родина Т.М. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
    4. Российские Лидеры. Кассовые годовые сборы за 2013 год // Журнал «Кинобизнес Сегодня»: [сайт]. URL: http://www. kinobusiness.com/kassa/2013/russian-leaders. php (дата обращения: 24.12.2013)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2