Государственная поддержка инновационного развития

The State Support of Innovation Development



С.Р. Ниязова
S.R. Niyazova
ozabor@mail.ru
преподаватель кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Институт бизнеса и политики»
teacher at the Department of Economics and Management of Institute of Business and Politics
г. Москва
Moscow
Рассматриваются проблемы совершенствования государственной поддержки инновационного развития. Приведены данные по государственной поддержке инноваций в зарубежных странах. Представлены способы воздействия государства на национальную инновационную систему. Даны рекомендации по совершенствованию воздействия государства на формирование и развитие инновационной среды.
The article covers ways of the improvement of the state support of innovation development. It is based on figures of the state support of innovations in foreign countries. It includes ways of the state influence on the national innovation system. In particular, the article contains recommendations on how to improve the state influence on the formation and development of the innovation environment.

Ключевые слова:

  • инновационная среда
  • государственная поддержка
  • чистые фундаментальные исследования
  • ориентированные фундаментальные исследования
  • наука
  • образование
  • национальная инновационная система
  • Keywords:

  • innovation environment
  • state support
  • pure basic research
  • oriented basic research
  • science; education
  • national innovation system
  • Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью решения проблемы совершенствования государственной поддержки инновационного развития. Методологической основой исследования данной проблемы является теория инноваций и государственного регулирования экономики. Методы исследования: сравнительный, логический, статистический анализ. В первой части статьи определяется роль государственной поддержки в активизации инновационного развития. С точки зрения значения для инновационной среды введены два понятия: чистые фундаментальные исследования и ориентированные фундаментальные исследования. Во второй части раскрываются способы воздействия государства на инновационное развитие. Особое внимание уделено образованию как элементу национальной инновационной системы. Проведен сравнительный анализ государственной поддержки инноваций в зарубежных странах. Предложены меры по совершенствованию государственной поддержки инновационного развития.
    The significance of the theme of the article results from the necessity to solve a problem of improving the state support for innovation development. The authors take the theory of innovations and state regulation of economy as a methodological basis for the research with comparative, logical and statistical analysis research methods being used in particular. The first part of the article covers the role of state support in promotion of innovation development. The authors introduce two concepts from the point of view of the value for the innovative environment: pure basic research and oriented basic research. The second part of the article deals with methods and principals of state influence over innovative development. The article makes education as an element of the national innovation system a focus of attention. The authors make comparative analysis of state support for innovations in foreign countries and propose steps to be made in order to further improve state support for innovative development.

    Обзор статьи

    1. Роль государственной поддержки в активизации инновационного развития. Для современных инновационных процессов характерны две составляющие инновационной среды: внутренняя среда и внешние условия предприятия, способствующие инновационному развитию. Государство принимает активное участие в формировании и регулировании внешней среды. В рамках инновационной среды предприятия различие между фундаментальной и прикладной наукой превращается в условную грань. Отметим, что развитие инновационной среды направлено, прежде всего, на фундаментальную науку. В связи с этим введём два понятия: чистые фундаментальные исследования и ориентированные фундаментальные исследования. От результатов чистых фундаментальных исследований не ожидается получения коммерческих продуктов в обозримом промежутке времени, в то время как ориентированные фундаментальные исследования предполагают получение результатов, которые послужат базой для создания принципиально новых технологий [4]. Такого рода исследования послужили основой развивающихся во второй половине XX века технологий – атомной энергетики, лазерных технологий и т.д. Финансирование фундаментальных исследований сопряжено с высоким риском, в связи с чем в мировой практике именно государство выступает в качестве основного субъекта финансовой поддержки фундаментальных исследований. На сегодня финансирование науки в России во многом отстает от развитых стран. В большинстве стран «большой семерки» внутренние затраты на исследования и разработки составляют 2–3% ВВП (в текущих ценах по паритету покупательской способности), а в России немногим более 1% ВВП [5]. Во многих странах расходы на исследования и разработки имеют тенденцию к росту (исключение составляют Канада и Франция). В противоположность этой тенденции расходы на науку в России сокращаются: по сравнению с 2011 годом, когда ассигнования на науку гражданского назначения составляли 0,5% ВВП, в 2013 году они были запланированы в размере 0,36% ВВП. Отметим, что основные конкуренты России по БРИК – Бразилия, Индия и Китай – увеличивают расходы на научные исследования высокими темпами. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), занимающий сейчас третье место по затратам на НИОКР Китай уже в следующем десятилетии вытеснит со второго места Японию и догонит США. Активно увеличивает расходы на науку Индия, занимающая сейчас четвертое место в мире по НИОКР в области информационных технологий и средств связи. Выходом из создавшегося положения может стать проведение активной государственной промышленной политики, направленной, в частности, на стимулирование потребностей бизнеса в инновациях. Схожая ситуация возникла и в сфере образования. Российские власти на эти цели предусматривают 3,7–4% ВВП, тогда как власти США, Канады, Франции, Великобритании, Венгрии, Польши, Балтийских стран – 5,3–6,5% ВВП. Япония, Германия и Болгария тратят на образование 3,9–4,1% ВВП [5]. При этом актуальной задачей для российского высшего профессионального образования является выход на международный уровень и получение международного признания, решение которой во многом зависит и от финансовых возможностей вузов [6]. В развитых странах профессиональное, особенно высшее, образование имеет сложившиеся традиции и ориентировано главным образом на нужды и потребности государства. Политика отдельных стран, касающаяся развития профессионального образования, имеет свои особенности. Так, политику Германии характеризует значительная степень социальной направленности. Правительство поддерживает программы высших учебных заведений, ориентированные на формирование у студентов навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. В Нидерландах и Бельгии основное внимание уделено обеспечению высокого профессионального уровня выпускников, позволяющего им в дальнейшем равноправно участвовать в международных научно-технических программах. В Великобритании большое внимание уделено обеспечению престижа инженерных специальностей, что обусловлено политикой, направленной на привлечение в регион ведущих зарубежных компаний в сфере машиностроения и электроники.

    Список использованной литературы

    1. Заборовская О.В. Управление человеческим капиталом региональной экономики в условиях интенсификации взаимодействий с внешней средой // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 15–21.
    2. Иванов И.В., Баранов В.В. Инновационное развитие России: Возможности и перспективы. М.: Альпина Паблишер, 2011. 420 с.
    3. Лаврищев А.В. О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании инновационно-инвестицион-ной деятельности: аналитический сборник // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.council.gov.ru/activity/analytics/publications/192 (дата обращения: 16.01.2014)
    4. Национальные инновационные системы в России и ЕС / под ред. В.В. Иванова, Н.И. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хайсберса. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 280 с.
    5. Недобрали с медициной. Россия тратит на здравоохранение, образование и науку меньше, чем развитые и развивающиеся страны // Газета.ru: [сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/financial/2010/10/15/ 3428907.shtml (дата обращения: 16.01.2014)
    6. Родионов Д.Г., Кушнёва О.А., Терентьева Н.А. Международный авторитет российской высшей школы: проблемы и пути решения // Инновации. 2013. № 9 (179).
    7. Шарафанова Е.Е., Федосенко Е.А. Прогнозирование экономического эффекта сотрудничества университетов и предпринимателей в рамках государственно-частного партнёрства // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 1.
    8. Rodionov D., Sedov A. Innovative infrastructure As element ensuring competitiveness in the region (case study: the republic of Mordovia) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. Вып. 1(163). Т. 2.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2