ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы научного обеспечения стратегического регулирования развития экономики административно-территориальных образований

Problems of Scientific Support of the Strategic Regulation of Economy Development of Administrative-Territorial Formations



Р.Б. Ротенберг
R.B. Rotenberg
info@iresras.ru
докторант Института проблем региональной экономики РАН, кандидат экономических наук
candidate for Doctor’s Degree at Institute of Problems of Regional Economy of Russian Academy of Sciences, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматривается специфика и задачи стратегического регулирования экономического развития административно-территориальных образований. Анализируются подходы к проблеме научного обеспечения стратегического регулирования экономики административно-территориальных образований.
We look at the specific character and objectives of the strategic regulation of economy development of administrative-territorial formations. We analyze approaches to the problem of scientific support of strategic regulation of economy of administrative-territorial formations.

Ключевые слова:

  • стратегическое регулирование
  • система научного обеспечения стратегического регулирования
  • административно-территориальные образования
  • конфликт интересов
  • Keywords:

  • strategic regulation
  • the system of scientific support of strategic regulation
  • administrative-territorial formation
  • conflict of interests
  • В статье обосновывается необходимость стратегического регулирования процессов экономического развития административно-территориальных образований (АТО). Автором раскрывается специфика стратегического регулирования для АТО, рассматриваются основные проблемы научного обеспечения данного процесса, приводятся актуальные задачи, которые необходимо учитывать при построении системы стратегического регулирования экономического развития АТО. Рассматривая состояние существующей системы научного обеспечения стратегического регулирования развития экономики АТО, автор приходит к мнению, что ей не вполне присуще свойство целостности, так как целый ряд ее составляющих не получил своего окончательного оформления. Поэтому автор предлагает выявление проблем научного обеспечения стратегического регулирования экономического развития АТО осуществлять, исходя из необходимости ее «достройки» в направлении достижения отмеченного свойства целостности системы. В статье проводится анализ существующих подходов к рассматриваемой проблеме и делается вывод о том, что, несмотря на большое количество разных точек зрения, требуются уточнения практически всех составляющих системы научного обеспечения стратегического регулирования экономического развития российских АТО разного вида. В том числе, по мнению автора, необходимо уточнение принципов построения и концептуальных основ организации системы стратегического регулирования развития экономики АТО, выявление и содержательная трактовка ее базовых функций, научное обеспечение функционирования системы применительно к специфическим особенностям российских АТО разного вида.
    The article gives proof of the necessity to ensure scientific support of administrative territorial formations (ATF) economic development strategic regulation. The author reveals specific character of strategic regulation with regard to ATF and analyses the basic issues of scientific support of the process. He presents topical challenges which need to be taken into account in the course of developing the system of administrative territorial formations economic development strategic regulation. When examining the state of the present system of scientific support of administrative territorial formations (ATF) economic development strategic regulation, the author arrives at a conclusion that the system lacks for integrity. The conclusion is based on the finding that a number of the system’s elements have not been arranged yet. This is why the author suggests that in the course of revealing problems of scientific support of administrative territorial formations (ATF) economic development strategic regulation one should proceed from the fact that the system itself needs further finalizing and completion to ensure integrity. The article provides for analysis of the current approaches to the problem at hand. The author comes to the conclusion that despite a great number of different points on the matter the system still needs further improving in almost all its components. In the judgment of the author in particular, it is necessary to specify principles of designing the system as well as to clarify the conceptual framework of its organization. In addition one should reveal and properly interpret its basic functions. Scientific support of the system operation should take into consideration all types of Russian ATFs and their specifics.

    Обзор статьи

    Для того чтобы обеспечить позитивный характер динамики экономики административно-территориального образования, необходимо обеспечить стратегическое регулирование процессов экономического развития, которое мы предлагаем рассматривать как специфическую функцию стратегического государственного или муниципального управления, состоящую в разработке регулирующих решений в рассматриваемой сфере, реализация которых призвана обеспечить их требуемое экономическое развитие [11; 12]. Собственно экономическое развитие административно-территориального образования как объект стратегического регулирования характеризуется исключительной сложностью и многоаспектностью, высокой зависимостью от воздействия факторов внешнего порядка. Специфика стратегического регулирования экономического развития подобных объектов состоит в том, что одновременно требуется решение разнонаправленных задач: поддержание отдельных их параметров в стабильном состоянии, осуществление антикризисного воздействия на другие параметры, обеспечение динамичного развития третьих в контексте решения главной двуединой задачи экономического развития административно-территориального образования – достижения уровня качества жизни его населения, соответствующего принятым в обществе социальным стандартам, и обеспечения вклада его в развитие экономики страны, обусловленного требованиями сложившейся (перспективной) системы межтерриториального разделения труда. Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных проблем научного обеспечения стратегического регулирования экономического развития административно-терри-ториальных образований, представляется целесообразным составить общее представление о системе научного обеспечения стратегического регулирования. В связи с этим отметим, что в общей теории под системой принято понимать целостную совокупность составляющих ее элементов (компонент), взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему составляющим [2]. Поэтому в первую очередь важно выяснить сущность и состав системы научного обеспечения стратегического регулирования развития экономики российских административно-террито-риальных образований. Мы полагаем, что сущность рассматриваемой системы научного обеспечения состоит в разработке комплекса соответствующих теоретических, методологических и методических документов, содержащих характеристики основных идей, закономерностей, базовых понятий (составляющих терминологического ряда), принципов, функций и методов стратегического регулирования. Что касается состава рассматриваемой системы научного обеспечения стратегического регулирования развития экономики административно-территориальных образований, то в общем случае он включает: - во-первых, комплекс взаимосвязанных подсистем (теория, методология, методика), составляющих в совокупности науку о стратегическом регулировании развития экономики административно-территориальных образований; - во-вторых, комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность рассматриваемой системы научного обеспечения стратегического регулирования; - в-третьих, совокупность организационных структур, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в сфере стратегического регулирования экономического развития административно-территориальных образований. Тогда, рассматривая состояние существующей системы научного обеспечения стратегического регулирования развития экономики административно-территори-альных образований, можно видеть, что ей не вполне присуще свойство целостности, характерное для зрелой системы, ибо целый ряд ее составляющих не получил своего окончательного оформления. Значит ли это, что рассматриваемой системы научного обеспечения стратегического регулирования не существует вовсе? Конечно, нет, ибо отдельные элементы ее существуют, функционируют с той или иной степенью эффективности. Поэтому выявление проблем научного обеспечения стратегического регулирования экономического развития административно-терри-ториальных образований мы будем осуществлять исходя из необходимости ее «достройки» в направлении достижения отмеченного свойства целостности системы.

    Список использованной литературы

    1. Валентей С., Глигич-Золаторева М., Лыкова Л. Старые и новые проблемы российского федерализма // Федерализм. 2012. № 4.
    2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997.
    3. Гранберг А.Г., Валентей С.Д. Предисловие // Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея; Институт экономики РАН. М.: Наука, 2006.
    4. Листопад М.Е. Проблемы постиндустриальной трансформации национального хозяйства в глобальном экономическом пространстве // Проблемы современной экономики. 2008. Т. 28. № 4.
    5. Мау В. Экономический рост и индустриальные вызовы // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1.
    6. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Региональное сценарное прогнозирование // Федерализм. 2012. № 1.
    7. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.
    8. Мусин М. Проблема согласования интересов // Экономист. 2005. № 5.
    9. Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Попов Е.В. Экономическая теория: российские научные школы (по итогам III Всероссийского симпозиума по экономической теории) // Экономическая наука современной России. 2008. № 4. С. 153–162.
    10. Новоселов А.С. Методологические проблемы управления экономикой региона // Регион: экономика и социология. 2008. № 2.
    11. Ротенберг Р.Б. О сущности понятия «стратегическое регулирование развития экономики административно-территориальных образований России» // Вестник РАЕН. 2013. Вып. 17. № 4. С. 90–93.
    12. Ротенберг Р.Б. Развитие экономики административно-территориальных образований как объект стратегического регулирования. СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2013. 51 с.
    13. Ускова Т., Гутникова Е. Проблемы функционирования и направления развития института местного самоуправления // Федерализм. 2012. № 1.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2