ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование и использование совместных ресурсов участниками государственно-частного партнерства

Formation and Use of Joint Resources by Participants of Public-Private Partnership



В.И. Русаков
V.I. Rusakov
RusakovVitaliy@yandex.ru
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior teacher at the Department of Civil Law of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Engineering, associate professor
г. Гатчина
Gatchina
Анализируются нормы действующего законодательства, доктринальные взгляды ученых на правовой режим имущества. На примере инвестиционного проекта ВСМ-1, в котором, преимущественно, классифицируется движимое и недвижимое имущество, с целью устранения (исключения) ненадлежащего использования этих ресурсов, предложены рекомендации при составлении аналогичных соглашений о государственно-частном партнерстве.
We analyze rules of the current legislation, scientists' doctrinal views on the legal regime for property. As an example,we use the investment project VSM-1 which mostly classifies personal property and real property in order to eliminate the inadequate use of these resources, and we offer some recommendations to be used while preparing similar public-private partnership agreements.

Ключевые слова:

  • правовой режим имущества
  • формирование ресурсов
  • общая долевая собственность
  • обособление имущества
  • совместный инвестиционный фонд (СИФ)
  • доверительное управление
  • забалансовый учет
  • участники государственно-частного партнерства
  • публичный партнер
  • частный партнер
  • Keywords:

  • the legal regime for property
  • resource formation
  • joint ownership
  • trust management
  • participants of the public-private partnership
  • public partner
  • private partner
  • off-balance accounting
  • joint investment fund
  • ringfencing
  • Сотрудничество публичного образования и предпринимательских структур заключается в том, что они, соединяя средства на реализацию инвестиционного проекта, как правило, преследуют цель извлечения прибыли, привлекая передовые технологии с использованием оптимальных моделей управления для достижения позитивного социального эффекта. Отсутствие единого законодательно закрепленного механизма формирования совместных инвестиций и использования их для достижения намеченной цели сдерживает развитие проектов в рамках ГЧП. На основе доктринального определения правового режима имущества в статье рассматривается пример реализации инвестиционного проекта ВСМ-1, в котором имущественный комплекс имеет различный правовой режим. Для наглядности раскрывается его содержание с использованием метода системного анализа, описательного и формально-логического методов, а также метода толкования правовых норм. Автор статьи приходит к выводу о том, что объединение средств предполагает образование совместного инвестиционного фонда (СИФ). В этом случае участники ГЧП утрачивают права на переданные в СИФ средства, а СИФ является общим долевым имуществом его участников.

    The author states that public educational and business structures collaboration consists in making profits as a rule by means of joining the funds assigned for an investment project along with attracting high technologies based on the use of optimal control models. The ultimate target is obtaining positive social result. Lack of a single investments formation and application mechanism being legislatively secured keeps a check on project development within a Public-Private Partnership framework. On the basis of doctrinal determination of legal regime for property the article examines an example of implementing VSM-1 investment project wherein property complex is of different legal regime. For demonstrative purposes the article reveals its content with system-analysis technique, descriptive and Aristotelian method as well as legal norm interpretation methods being used. The author comes to the conclusion that after joining the funds establishing a joint investment fund (JIF) is expected. In this case the members of PPP forfeit a right for the funds transferred to JIF with JIF itself being considered to be common ownership.

    Обзор статьи

    Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной имущественной базе, позволяющей экономически обособить имущество участников этой деятельности, с созданием условий для вовлечения их в экономическую деятельность [6]. Инвестирование средств участниками государственно-частного партнерства (ГЧП) на инвестиционные проекты, в связи с тем, что правовой режим источников этих средств различный, предполагает установление для них правового режима, отличного от правовых режимов других видов имущества. Взгляды ученых относительно структуры и содержания понятия правового режима имущества различны, в то же время они позволяют наиболее полно раскрыть смысл данного понятия. Академик А.В. Венедиктов, который и ввел в оборот понятие «правовой режим имущества», дал следующее определение: это «объем прав и обязанностей отдельных предприятий и вышестоящих органов управления в отношении имущества, закрепленного за предприятиями, а также порядок использования этого имущества и обращения на него взыскания по обязательствам предприятия» [5. С. 343–344]. По мнению С.С. Алексеева, правовой режим определяется «как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств» [4. С. 48]. Как видим, правовой режим обусловлен интересами, прежде всего, государства, как носителя властных полномочий и гаранта устойчивости экономических преобразований, волей законодателя, других заинтересованных лиц в сохранении и приумножении материальных благ и достижении иных социальных эффектов. Развивая приведенные определения, В.Ф. Попондопуло подчеркивает, что «правовой режим определяется как определенный порядок регулирования, характеризующийся особым сочетанием взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивных связываний и создавших особую направленность регулирования. Правовой режим выражает неразрывную связь правовой формы и социального содержания регулируемых отношений, выражает степень детальности правового регулирования, наличие определенных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности» [7. С. 18–19]. Представляется, что такое понимание может применяться и в современных условиях. Доказательством, подтверждающим наличие взаимосвязанных и взаимозависимых элементов с различной правовой природой, может служить пример реализации инвестиционного проекта «Строительство высокоскоростной ж/д магистрали Москва – Санкт-Петербург» (Проект ВСМ – 1), в котором имущественный комплекс имеет разный правовой режим. Для для наглядности можно разделить его на три блока: инфраструктура ж/д транспорта общего пользования; подвижной состав; вокзальные комплексы. Итак, действующее законодательство под инфраструктурой ж/д транспорта общего пользования понимает «технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование» [1]. Здесь очевидно, что законодатель предполагает, объединяя столь сложный, с точки зрения классификации, объект в единый имущественный комплекс, развитие системы РЖД, которое предполагает не только ремонт, но и создание новых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. При этом в соответствии со ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцами инфраструктуры признаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора [1]. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Таким образом, Закон открывает «двери» не только для частных инвестиций, но позволяет в такой процесс вовлечь и интересы органов местного самоуправления, в том числе преследующие цель разрешения проблем занятости населения и бюджетного наполнения средствами от налоговых поступлений в «местную казну».

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп. по сост. на 28.07.2012 г.) // СЗ РФ. 2003. № 2.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (с изм. доп. по сост. на 21.11.2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 9.
    3. Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» до 2015 г., утв. Приказом ОАО «РЖД» 17 сентября 2008 г. № 15098 // Интернет-портал «Complexdoc». URL: www.complexdoc.ru/ ntdtext/535762/1 (дата обращения: 25.10.2013)
    4. Алексеев С.С. Общая теория проблем системы советского права. М., 1961.
    5. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.: Изд-во АН СССР, 1948.
    6. Коммерческое (предпринимательское) право России. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
    7. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства: автореф. дис... д-ра юрид. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2