Информационная логистика в контроллинге

Informational Logistics in Controlling



С.В. Осипов
S.V. Osipov
os2811@mail.ru
профессор экономического факультета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
professor of Economic Faculty of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматривается информационная логистика как составной элемент контроллинга. Обосновывается ее роль и значение для обеспечения эффективного функционирования компаний в современных условиях.
We look at informational logistics as an integral part of controlling. Its role and importance for efficient company’s operations under modern conditions is substantiated.

Ключевые слова:

  • контроллинг
  • логистика
  • информация
  • информационная логистика
  • Keywords:

  • controlling
  • logistics
  • information
  • informational logistics
  • Актуальность темы статьи определяется значимостью контроллинга как управленческой инновации, необходимость использования которого в практике работы компаний в современных условиях динамичного развития экономики подтверждена опытом зарубежных стран. Тем более актуальным представляется исследование и развитие теоретических и практических аспектов контроллинга в части его информационной составляющей – информационной логистики. Структурно статья включает в себя обоснование необходимости использования в практике понятия информационной логистики в системе контроллинга, который активно внедряется в менеджмент компаний. Рассмотрены вопросы моделирования информационных потоков в корпоративных системах (1С, SAP и др.) в рамках оперативного и стратегического планирования и управления. В результате исследования автор делает вывод о целесообразности включения информационной логистики как практического инструмента в структуру контроллинга по линии его информационного раздела.

    The relevance of the research is determined by the importance of controlling as a managerial innovation proved by the experience of foreign countries that should be used by companies under the modern conditions of dynamic economic development. From the structural point of view the article contains the substantiation of the relevance of practical application of informational logistics in controlling system. We consider the issues of modeling information flows in corporate systems (IC, SAP and others) within operational and strategic planning and management. As a result of the research we come to the conclusion about the expedience of including informational logistics as a practical tool in the structure of controlling as far as its informational component is concerned.

    Обзор статьи

    Современный подход к управлению экономикой, как показали события последних лет, должен основываться на предположении о том, что в стратегическом плане в мире нет ничего стабильного, неизменного, т.е. достижение некоего баланса априори невозможно. Организации вынуждены преобразовывать себя таким образом, чтобы не противостоять происходящим изменениям, а научиться существовать внутри непрерывно меняющейся среды. «Новый мир характеризуется заинтересованностью в глобальных рынках и поставщиках, ориентацией не столько на прибыли, сколько на потребителей, подходом к информации как к основному ресурсу, отношением к наивысшему качеству как к норме» [1.C. 715]. При этом на первое место в борьбе за потребителя выходит скорость реакции на его запросы. Скорость реакции предполагает осуществление быстрых изменений в организации. Именно скорость изменений позволяет добиться роста ценности продукции в глазах потребителей или снижения цен без ухудшения качества. Скорость важна для обеих составляющих формулы конкуренции – прибыли и себестоимости. Чем быстрее реакция на требования рынка, тем выше прибыль. При этом необходима гибкая организация производства. При традиционном подходе к организации, когда процесс прохождения материалопотока можно представить как последовательное включение в процесс отдельных подразделений по технологической цепочке (с созданием запасов по пути), высокие скорости недостижимы по определению. Это заставляет искать новые формы взаимодействия подразделений, позволяющие им взаимодействовать быстро, согласованно и одновременно в разных направлениях. Осознание зависимости ценности хозяйственных операций от соответствия моменту, когда в них возникает потребность, по-видимому, и привело к созданию инструментов управления, способных оптимизировать движение материальных ресурсов в рамках ограничений, в том числе временных и пространственных, задаваемых стратегическими целями предприятия. Таким инструментом стала логистика, основу которой составляет потоково-процессный метод, позволяющий оперировать объектами разного качественного содержания. В рамках этого подхода любая экономическая система представляется как многослойная потоковая система. То есть деятельность любого содержания (научная, производственная, коммерческая, управленческая) первоначально представляется в виде потоков (финансовых, материальных, информационных, потоков услуг), а затем, в заданных временных рамках и при определенных ограничениях, ищется их сочетание для оптимального достижения поставленной цели. Свое воплощение логистические принципы получили при создании корпоративных информационных систем, как отечественных (начиная с простейшей «1С», основная цель которой – оптимизация потока документов в бухгалтерском учете, и заканчивая полномасштабными системами типа «Галактики», охватывающей все стадии производственного цикла), так и зарубежных (особенно крупных типа «SAPR/З»).

    Список использованной литературы

    1. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2001.
    2. Осипов С.В., Шилин Ф.А. Контроллинг в инновациях // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. Вып. 17. № 4. С. 32–36.
    3. Родкина Т.А. Информационная логистика. М., 2001.
    4. Хэссиг К., Арнольд М. Информационная логистика и менеджмент потока работ // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2