Автономные учреждения как субъект сферы услуг здравоохранения

Autonomous Institutions as Subject of Healthcare Services



С.Ю. Воронина
Svetlana Voronina
nn_konst@mail.ru
руководитель Управления администрирования договоров блока ДМС Санкт-Петербургского филиала ОАО «Альфа-Страхование»
head of the Department of Voluntary Insurance Contract Administration of St. Petersburg branch of JSC Alpha-Strakhovanie
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются подходы к организации деятельности автономных учреждений в сфере здравоохранения. Определены методические основы создания системы финансирования автономных учреждений.
We consider approaches to organizing autonomous institutions in the sphere of healthcare. The methodological basis for creating the system of funding autonomous institutions is determined.

Ключевые слова:

  • сфера здравоохранения
  • услуги сферы здравоохранения
  • автономные учреждения
  • государственное субсидирование
  • предпринимательская деятельность
  • Keywords:

  • healthcare
  • healthcare services
  • autonomous institutions
  • state subsidizing
  • entrepreneurial activity
  • Обзор статьи

    Особая роль в условиях происходящей сегодня модернизации сферы здравоохранения принадлежит автономным учреждениям, являющимся оптимальной формой сочетания рыночного и социального принципа оказания услуг данной отрасли. Новые условия, в которых приходится функционировать лечебным учреждениям, способствуют появлению «конкурентных преимуществ медицинского бизнеса» [3. С. 91].
    Впервые понятие «автономное учреждение» было введено Федеральным Законом № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», принятом 3 ноября 2006 года [1]. Однако данный закон не определил методических подходов к созданию и управлению автономными учреждениями. На сегодня не существует четкого механизма развития сети автономных учреждений (АУ) в регионах Российской Федерации.
    По нашему мнению, автономные учреждения сферы услуг здравоохранения занимают некоторое «промежуточное» положение между бюджетными и частными учреждениями. Наряду с общими для бюджетных и частных учреждений чертами, такие учреждения обладают рядом специфических особенностей организации экономической деятельности, что и позволяет выделять их в отдельную группу:
    - во-первых, специфика финансирования АУ, которая проявляется в сочетании использования для оказания услуг бюджетных (средств ОМС) и собственных ресурсов;
    - во-вторых, использование бюджетных средств возможно только в виде целевых трансфертов;
    - в-третьих, со стороны государственных (муниципальных) органов власти происходит одновременное стимулирование осуществления предпринимательской деятельности и существенное лимитирование возможности АУ по оказанию платных услуг;
    - в-четвертых, возможность учреждений самостоятельно заключать договора с обязательным применением механизма государственного (муниципального) заказа;
    - в-пятых, обязательность ориентации деятельности АУ на совершенствование и расширение материально-технической базы для расширения номенклатуры и повышения качества и доступности услуг.
    При определении сущности автономного учреждения целесообразно представлять его как согласование трех составляющих: ограничения деятельности; потенциал (возможности) учреждения; социально-экономические цели деятельности.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. 2011. 8 ноября. № 4216.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 326-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 23 ноября. № 5639.
    3. Корытников П.В. Стратегия создания и развития системы управления качеством медико-социальной помощи // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 4. С. 91–94.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2