ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности организационных форм интеграции производственных пищевых предприятий Российской Федерации

Characteristics of Organizational Forms of Integration of Food Production Companies in Russian Federation



А.Л. Пименова
М.Д. Святкин
Anna Pimenova
Mikhail Svyatkin
anna_pimenova@bk.ru
anna_pimenova@bk.ru
профессор кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, доцент
ассистент кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
professor of the Department of Economic Analysis of Business Efficiency of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, associate professor
assistant professor of the Department of Economic Analysis of Business Efficiency of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассмотрены процессы интеграции промышленных предприятий на современном этапе развития экономики. Исследованы положительные и отрицательные факторы объединения предприятий смежных отраслей. Сформулирован ряд предпосылок формирования вертикальной интеграции в сфере отечественного производства пищевых продуктов
We consider integration processes of industrial enterprises at the modern stage of economic development. Positive and negative factors of merging companies in related sectors are researched. Certain prerequisites for vertical integration in domestic food production are given.

Ключевые слова:

  • интеграция
  • организация
  • пищевое производство
  • промышленность
  • развитие
  • Keywords:

  • integration
  • food production
  • organization
  • industry
  • development
  • Обзор статьи

    Интеграционная направленность развития предприятий пищевой промышленности является, с одной стороны, практической тенденцией текущего момента, с другой стороны, одним из направлений государственной стратегии в области поддержки производителей продуктов питания. Известны различные формы функционирования объединенных предприятий, например, в форме интегрированных бизнесов, корпораций, холдингов. Стремление сбалансировать преимущества централизованных методов управления и децентрализации при объединении предприятий приводит к появлению как жестких форм совместного функционирования предприятий – концернов и трестов, так и более мягких – консорциумов, конгломератов, стратегических альянсов, картелей, синдикатов, пулов. Цели объединения коммерческих организаций в финансово-промышленные группы (ФПГ) не противоречат стратегии развития пищевых товаропроизводителей, но и не полностью совпадают. Так, в соответствии с наиболее распространенной экономической дефиницией ФПГ – это группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединяющих материальные ресурсы и капитал в соответствии с требованиями законодательства. Обычно участниками ФПГ являются кредитные, инвестиционные организации и предприятия, такое сотрудничество позволяет обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов, так как имеется возможность привлекать внутригрупповые источники финансирования. Интеграция в форме холдингов имеет достаточно широкое распространение в современной отечественной практике хозяйствования. Эта организационно-правовая форма предпринимательской деятельности напрямую не регламентирована Гражданским Кодексом РФ. В связи с этим представляет интерес анализ различных подходов к определению рассматриваемой хозяйствующей структуры. Так, В.Н. Петухов [3] считает, что холдинг – это сложная хозяйственная структура типа корпорации. Автор не дает более подробной трактовки объекта. В.В. Лаптев [2] определяет эту структуру как «совокупность взаимосвязанных участников (хозяйственных субъектов), осуществляющих совместную деятельность». В свою очередь, И.С. Шиткина [6] уточняет, что это группа самостоятельных юридических лиц, экономически подчиняющихся одному из участников группы. Д.А. Жданов [1] склоняется к следующему определению: холдинговая компания – это акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний, имеющая головной юридически обособленный центр, правоспособность принимать решения в отношении подконтрольных бизнесов.

    Список использованной литературы

    1. Жданов Д.А., Данилов И.Н. Организационная эволюция корпораций. М.: ДЕЛО, 2011.
    2. Лаптев В.В. Холдинг как субъект предпринимательского права // Юридический мир. 2002. № 4. С. 28–34.
    3. Петухов В.Н. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России. М.: Волтерс Клувер, 2004.
    4. Промышленность России – 2012: стат. сборник / Росстат. М., 2012.
    5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
    6. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М., 2003.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2