ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Стратегия как целевая ориентация развития учреждений профессионального образования

Strategy as Target Orientation of Developing Professional Education Institutions



А.Л. Кураков
Alexander Kurakov
kurakov@mail.ru
профессор Института экономики, управления и права, доктор экономических наук
professor of Institute of Economics, Management and Law, Doctor of Economics
г. Казань
Kazan
Приводится содержательная характеристика понятия «стратегия», выступающего целевой ориентацией на достижение планируемых экономических результатов учреждений профессионального образования
We look at the conceptual characteristic of the notion "strategy" being a target orientation for achieving intended economic results of institutions of professional education.

Ключевые слова:

  • обобщающая и частные стратегии
  • целевая ориентация
  • учреждения профессионального образования
  • ориентиры экономической
  • социальной результативности
  • Keywords:

  • general and particular strategies
  • reference points of economic
  • institutions of professional education
  • target orientation
  • social productivity
  • Обзор статьи

    Представление рядом исследователей понятия «стратегия» как обобщающей модели действий по достижению поставленных субъектом управления профессиональным учебным заведением целей [1; 2] не может быть содержательным наполнением понятия «стратегия» в полной мере. В характеристику данного понятия, по нашему мнению, следует включить целевую ориентацию на достижение необходимых экономических результатов, так как «обобщающая модель действий» не может представлять ни стратегическое ориентирование профессионального учебного заведения, ни рациональное использование ресурсного потенциала учреждения профессионального образования, обусловленное спецификой и технологией реализации стратегии социально-экономического развития объекта управления в перспективном периоде. Понятие «стратегия» в соединении с целевой ориентацией на перспективное социально-экономическое развитие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования может быть представлено как выполнение субъектом технологических процедур, правил, поэтапных работ, направленных на идентификацию развития в средне- и долгосрочном периоде времени основных экономических и социальных процессов, явлений в соответствии с логикой и содержанием целевой ориентации субъекта стратегического управления на достижение необходимых (желаемых) экономических и социальных результатов. Формирование стратегии социально-экономического развития профессионального образования, также как и отдельного профессионального учебного заведения, на наш взгляд, следует подчинять не только ее логико-вербальному содержанию, выступающему целевой ресурсообеспеченной ориентацией объекта профессионального образования на достижение высоких экономических и социальных результатов в перспективе, но и выделению в ее рамках обобщающей и функциональных стратегий. Взаимодействие и индивидуальная направленность на социально-экономическое развитие профессионального образования в обобщающей и частных стратегиях состоят в том, что каждая из них является элементом механизма рационализации элементного взаимодействия системы управления развитием, а индивидуальность и комплексность влияния на учреждение профессионального образования состоят в содержательности и предназначении каждой из стратегий.

    Список использованной литературы

    1. Аксютик Е.А. Стратегия конкурентной политики в социальной сфере // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. 2010. Вып. 14. № 2. С. 49–52.
    2. Владимиров А.И. Концептуальные основы национальной стратегии России. М.: Наука, 2007.
    3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2008.
    4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
    5. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.
    6. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер; Питер Пресс, 2007.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2