Влияние эффекта якорения при прогнозировании макроэкономических показателей

Anchoring Effect Influence when Forecasting Macroeconomic Indices



А.В. Белых
И.В. Григорьев
Д.Н. Егоров
Andrey Belykh
Ivan Grigoryev
Dmitry Yegorov
andrey_belykh@mail.ru
andrey_belykh@mail.ru
andrey_belykh@mail.ru
оценщик Департамента консалтинга и оценки ООО «Аверс-оценка городской собственности»
доцент кафедры экономической теории и бизнеса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», кандидат экономических наук
кандидат экономических наук
valuer of the Department of Consulting and Evaluation of “Obverse Evaluation of City Property”
senior lecturer at the Department of Economic Theory and Business of St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics, PhD in Economics
PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg
Представлены результаты исследования, посвященного выявлению влияния эффекта ускорения при принятии прогностических решений в процессе проведения эксперимента по принятию индивидами решений о прогнозных значениях инфляции. Обосновывается наличие эффекта якоря, оказывающего влияние на процесс прогнозирования экономических показателей. Приводятся результаты эксперимента, свидетельствующие об отсутствии устойчивого влияния психологических показателей психотипа личности на результат принятия решения.
We offer results of the research dedicated to the influence of anchoring effect when making forecasting decisions in the experiment concerning how individuals forecast inflation rate. We prove the presence of anchoring effect influencing forecasting economic indices. The results of the experiment are given proving the absence of sustainable influence of psychological characteristics of personality psychotype on the result of decision-making.

Ключевые слова:

  • эвристики
  • эффект якоря
  • прогнозирование
  • принятие решений
  • психотип личности
  • Keywords:

  • heuristics
  • anchoring effect
  • forecasting
  • decision making
  • personality psychotype
  • Обзор статьи

    Целью проведенного нами исследования является проверка гипотез влияния эффекта якоря при прогнозировании инфляции, а также проверка наличия и силы влияния характеристик личности на формирование прогнозов. Формулировка гипотез: 1. Существует взаимосвязь между формой представления информации и результатом прогноза инфляции. 2. Существует взаимосвязь между психотипом личности и результатом принятия прогностического решения. Впервые предположение о том, что рациональность экономических агентов имеет ограничения, высказал Герберт Саймон. Он указывал на то, что индивид движим стремлением не к максимизации полезности, а к получению некоторого удовлетворительного результата. Д. Канеманом и А. Тверски был проведен ряд исследований «систематических отклонений от модели рациональных агентов», итогом которых явилось составление карт ограниченной рациональности [4]. «Люди полагаются на ограниченное количество эвристических принципов, которые сводят сложные задачи по оценке вероятностей прогнозируемой ценности к более простым операциям суждения. В общем, эти эвристики довольно полезны, но иногда они приводят к серьезным и систематическим ошибкам» [4]. Д. Канеманом и А. Тверски были представлены три эвристики – репрезентативность, пригодность и «эффект якоря» (anchoring effect). Эти эвристики использовались для объяснения целого ряда систематических отклонений в суждениях в ситуации неопределенности, включая нерегрессивный прогноз, игнорирование базовой информации, самоуверенность, переоценку частоты возникновения наиболее легко припоминаемых событий и др. Эффект якоря проявляется в смещении числовых оценок в сторону ранее доступной числовой информации [4].

    Список использованной литературы

    1. Индикаторы мирового развития Всемирного банка – 2013 // Всемирный банк: [сайт]. URL: http://data.worldbank. org/indicator/FP.CPI.TOTL.ZG/countries? display=default (дата обращения: 16.09.2013)
    2. Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности (по Д. Моудсли) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 129–132.
    3. Kahneman D., Frederick Sh. Representativeness Revisited: Attribute Substitution in Intuitive Judgment // Gilovich Th., Griffin D., Kahneman D. eds. Heuristics and biases: The psychology of intuitive thought. New York: Cambridge University Press, 2002. Р. 49–81.
    4. Tversky A., Kahneman D. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases // Science. 1974. September. № 735(4157). Р. 1124–1131.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2