ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О роли самооценки в управлении качеством услуг некоммерческой организации

On Role of Self-Assessment in Managing Quality of Services of Non-Profit Organization



Н.Ю. Четыркина
Н.В. Жовнир
Natalya Tchetyrkina
Natalia Zhovnir
chn05@mail.ru
chn05@mail.ru
доцент кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
аспирант кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
senior lecturer of the Department of Economics and Quality Management of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
candidate for PhD at the Department of Economics and Quality Management of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассматривается и обосновывается возможность применения методики самооценки, которая позволит диагностировать уровень развития некоммерческой организации в контексте поставленных стратегических приоритетов по достижению баланса ожиданий заинтересованных сторон и обеспечит улучшение деятельности
We consider and substantiate the possibility to apply self-assessment to diagnose the level of development of a non-profit organization in the context of achieving strategic priorities to reach the balance of expectations of interested parties and to improve the performance.

Ключевые слова:

  • самооценка
  • управление качеством услуг
  • некоммерческие организации
  • Keywords:

  • self-assessment
  • managing quality of services
  • non-profit organizations
  • Обзор статьи

    Реалии современного мира таковы, что некоммерческий сектор становится полноправным участником общественных, политических, экономических процессов [1]. Некоммерческий сектор – это седьмая экономика в мире по объему произведенного продукта, каждый двадцатый житель в мире принимает участие в деятельности некоммерческих организаций. Несмотря на масштабность третьего сектора, проблемы управления им остаются нерешенными. Задачи разработки управленческого инструментария и его апробирование в деятельности некоммерческих организаций сложнее аналогичных задач коммерческого или государственного сектора. Это обусловлено особенностями некоммерческого сектора – миссией по достижению общественного эффекта, его двойственной природой как объединением прибыльных и коммерческих видов деятельности, ресурсной базой, которая включает, кроме традиционных, специфические ресурсы – волонтерство, фандрайзинг. Тем не менее, некоммерческие организации апробируют современные методы и инструменты управления качеством, которые позволяют создать условия для производства качественного продукта, а, значит, эффективности и результативности деятельности. Так, актуальность приобретают вопросы разработки и практической реализации самооценки деятельности некоммерческих организаций. В.В. Окрепилов предлагает под самооценкой понимать периодический анализ фактического состояния работы по качеству и ее результатов [2]. Отмечено, что самооценка, кроме таких характеристик как регулярность, систематичность, обладает всеобъемлющим характером, то есть охватывает всю организацию [3]. Оценивание в рамках самооценки идет по критериям, которые достаточны для формирования обоснованного вывода о результативности и эффективности организации. Деятельность предприятия и ее результаты сопоставляются с критериями премий качества. Тито Конти предлагает под самооценкой понимать анализ способности организации решать основные задачи и достигать своих целей, способствующий выявлению слабых мест в процессах и системных факторах, влияющих на развитие организации [4]. Итак, авторитетные исследователи, придерживающиеся различных взглядов относительно подхода к самооценке, «справа-налево» по конкурсным моделям и «слева-направо» в рамках модели самооценки Конти, сходятся в том, что самооценка выполняет роль инструмента измерения, осуществляя диагностирующую функцию. Cамооценка эволюционировала из таких инструментов измерения, как контроль, оценка, аудит [4]. Отметим, что возможности традиционных инструментов измерения расширены самооценкой на основе всеобъемлющего характера оценивания, вовлеченности персонала, оценивания по критериям, обеспечивающих развитие организации как системы.

    Список использованной литературы

    1. Власенко И.А. Сфера услуг в экономике РФ: история и современность // Журнал правовых и экономических исследований. 2009. № 2. С. 72–74.
    2. Окрепилов В.В. Словарь терминов и определений в области экономики и менеджмента качества. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 288 с.
    3. Окрепилов В.В. Эволюция качества. СПб.: Наука, 2008. 744 с.
    4. Щукин О. С. Эволюция самооценки // Вестник ВГУ. 2004. № 1. С. 138–142.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2