ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Инновационные формы предпринимательства в системе профессионального образования

Innovation Forms of Entrepreneurship in Professional Education System



Э.О. Цатурян
Л.В. Хорева
Eduard Tsaturyan
msou@rinet.ru
dekanat205@yandex.ru
ректор ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет», кандидат экономических наук, профессор
профессор кафедры экономики и управления социальной сферой ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», доктор экономических наук, профессор
rector of Moscow State Open University, PhD in Economics, professor
professor of the Department of Economics and Management of Social Sphere of St. Petersburg State University of Economics and Finance, Doctor of Economics, professor
г. Москва
г. Санкт-Петербург
Moscow
St. Petersburg
Рассмотрены технологические платформы как новый инструмент развития инноваций, выделены факторы, определяющие ведущую роль вузов в создании технологических платформ, показано, что технологические платформы, в свою очередь, стимулируют новые формы предпринимательской активности вузов.
We research technological platforms as a new tool to develop innovations, reveal the factors defining the leading role of the institutes of higher education in creating technological platforms and prove that technological platforms in its turn encourage the development of the new forms of entrepreneurship in institutions of higher education.

Ключевые слова:

  • технологические платформы
  • учреждения профессионального образования
  • малое инновационное предпринимательство
  • Keywords:

  • technological platforms
  • institutions of professional education
  • small innovation entrepreneurship
  • Обзор статьи

    В знаниевой экономике образование и наука являются одними из ключевых факторов инновационного развития общества. В то же время сама эта сфера требует поиска новых механизмов функционирования с целью эффективного расширенного воспроизводства человеческого капитала. Процесс внедрения инноваций в практику обусловливает поиск новых организационно-правовых форм инновационной деятельности всех субъектов экономики, в том числе и учреждений профессионального образования. Одним из современных трендов в этом направлении является развитие и внедрение технологических платформ как основы продуктивного взаимодействия науки, бизнеса и государства в инновационном развитии. Технологические платформы (ТП) в самом общем виде рассматриваются как инструмент, позволяющий структурировать интересы всех участников на конкретных научных и технологических направлениях. Кроме того, технологические платформы – это коммуникативные площадки, представляющие собой открытый сетевой ресурс, способный создать необходимую среду для взаимодействия участников инновационного процесса [7. С. 121–122].
    В европейской практике концепция технологических платформ уже нашла активное применение. В 2000 г. была выдвинута инициатива формирования Европейского научного пространства (European Research Area – ERA), эти положения развиваются в рамочных программах ЕС, в настоящее время реализуется уже 7-я Рамочная программа (7РП), рассчитанная на период 2007–2013 гг. Концептуальная идея технологических платформ была сформулированная в докладе Европейской комиссии «Промышленная политика в расширенной Европе» в конце 2002 г. С тех пор европейские технологические платформы (ЕТП) стали рассматриваться как инструмент объединения технических, технологических, научных достижений, ноу-хау, а также интересов и ресурсов (экономических, интеллектуальных, административных) стейкхолдеров с целью разработки долгосрочных стратегических планов исследований и осуществления этих планов с максимальным эффектом [8].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Российская газета. 2009. 8 апреля.
    2. Андреева В. Слабое звено интеллектуальной собственности // National Business: портал для руководителей нового поколения. URL:
    3. Лукша О.П., Клeсова С.М. Перспективы развития сотрудничества ЕС – Россия в научно-технической сфере (на примере Седьмой рамочной программы Европейского Союза) // Новая экономика. Инновационный портрет России. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2010. С. 175–184.
    4. Материалы Заседания Коллегии Минобрнауки России // Информационный бюллетень Российского союза ректоров. 2012. Февраль. URL: http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2012/9284/ (дата обращения: 27.08.2012)
    5. Рудник П.Б. Технологические платформы в практике российской инновационной политики // Форсайт. 2011. Т. 5. № 1.
    6. Технологические платформы – новый инструмент инновационного развития // Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики: [сайт]. URL: http://www.hse.ru/news/avant/26489383.html (дата обращения: 27.08.2012)
    7. Шматко А.Д. Концепция развития вузовского предпринимательства: региональные кластеры и технологические платформы. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011.
    8. Commission Communication // Industrial Policy in an enlarged Europe. 2002. December.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2