ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Новая роль Российских регионов в процессе модернизации экономики страны

New Role of Russian Regions in Modernization of National Economy



Э.М. Магомадов
Emin Magomadov
chgu@yandex.ru
заведующий кафедрой математических методов анализа экономики Чеченского государственного университета, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат экономических наук, доцент
head of the Department of Mathematical Methods of Economic Analysis of Chechen State University, Honoured worker of higher professional education of the Russian Federation, PhD in Economics, associate professor
г. Грозный
Grozny
Предлагается авторский взгляд на новую роль российских регионов – субъектов федерации в условиях поиска факторов экономического роста в контексте заявленного перехода экономики страны на рельсы модернизации и преимущественно инновационного пути развития. Рассматривается пример конкретных регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа России
We describe our own vision of the new role of Russian regions comprising the Russian Federation in conditions of searching new factors of economic development in the context of declared transition of national economy to modernization and innovation way of development. We examine particular regions of the North Caucasian federal district of the Russian Federation.

Ключевые слова:

  • регион
  • модернизация
  • инновационный путь развития
  • федеральный округ
  • Keywords:

  • region
  • modernization
  • innovation way of development
  • federal district
  • Обзор статьи

    Когда заходит речь о необходимости всесторонней модернизации российской экономики и переходе к преимущественно инновационным факторам роста, обязательно следует иметь в виду, что это предполагает и новое качество роста на всех уровнях организации экономики, в том числе – и, может быть, прежде всего, – на региональном уровне. Можно, по нашему мнению, вообще говорить о новой роли, которую обретают регионы – субъекты Российской Федерации в процессе модернизации экономики страны. Прежде всего, это происходит потому, что общую проблему перехода к инновационному типу развития и диверсификации структуры экономики на всех уровнях – в том числе, разумеется, региональном, – необходимо решать именно в условиях каждого конкретного региона, с учетом складывающейся в нем обстановки. То есть с одновременным выполнением как сугубо экономических, так и целого ряда социальных задач, отвечающих уровню и качеству экономики, развивающейся преимущественно на инновационной основе, с упором на использование интенсивных факторов роста. И все это, разумеется, в соответствии с проводимой социально-экономической политикой на федеральном уровне. Кстати, решение социальных задач, защита и реализация в своей деятельности высшей социальной политики, наконец, сама социальная ориентированность государства есть его важнейшая конституционная обязанность. И вот здесь – то есть на общефедеральном экономическом уровне – нас могут подстерегать серьезные проблемы. Речь идет о возможных последствиях той самой односторонней сырьевой ориентации всей российской экономики и, соответственно, экспорта, о чем говорят и спорят уже не первый год, если не десятилетие. Так вот, по мнению ряда экспертов, в условиях продолжающегося в большинстве развитых западных стран финансово-экономического кризиса в ближайшие месяцы цена на нефть на мировом рынке может прогнозироваться со снижением, на уровне 95–103 долларов. При этом известный российский экономист профессор Я. Миркин (Москва), например, не исключает сценария даже с 90 долларами за баррель нефти [2. С. 4]. Что это может означать для российской экономики в целом? Напомним только о том, что экспорт энергоресурсов остается важнейшим фактором, влияющим на состояние всей российской экономики и формирование федерального бюджета. Так, в 2012 году только за счет пошлины на экспортируемую в дальнее зарубежье нефть федеральный бюджет получил 2,5 триллиона рублей, что составляет 20 процентов всей его доходной части [3. С. 3]. Понятно, что значительная часть трансфертов, то есть перечислений из федерального бюджета в бюджеты регионов, так же формируется за счет «нефтяных» поступлений.

    Список использованной литературы

    1. Виноградова О. Осталась ли надежда на действенность ОПЕК // Нефтегазовая вертикаль. 2010. № 1–2.
    2. Миркин Я. Лето: холодные финансы // Российская газета. 2013. 13 мая. № 99.
    3. Экономика. Топливно-энергетичес-кий комплекс // Российская газета. 2013. 8 апреля. № 75.
    4. Аргументы и Факты. Деловая среда. 2013. № 4.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2