ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие делового туризма в регионе на основе кластерного подхода

Development of Business Tourism in Regions Based on Cluster Approach



И.В.Дроздова
Г.Д.Дроздов
Irina Drozdova
Gennady Drozdov
drozdov_gd@mail.ru
drozdov_gd@mail.ru
профессор кафедры управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
зав. кафедрой менеджмента и страхового сервиса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», доктор экономических наук, профессор
professor of the Department of Management of St. Petersburg State University of Architecture and Building
professor of the Department of Management of Customs and Insurance Service of St. Petersburg State University of Service and Economics, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассматриваются вопросы развития делового туризма в регионе на основе кластерного подхода в современных социально-экономических условиях
We consider issues concerning the development of business tourism in the region based on cluster approach under modern socio-economic conditions.

Ключевые слова:

  • деловой туризм
  • туристская отрасль
  • кластерный подход
  • Keywords:

  • business tourism
  • tourist industry
  • cluster approach
  • Обзор статьи

    В условиях вступления России в ВТО возрастает важность развития экономических отношений в сфере туризма и методов государственного регулирования и управления развитием рынка делового туризма, как одного из самых перспективных видов туристской деятельности. Мировой экономический кризис показал, что при общем снижении туристского потока в различных странах мира, в том числе и в Российской Федерации, в сфере делового туризма снижение было незначительным, однако восстановление этой отрасли и дальнейшее ее развитие обусловливают необходимость усиления роли государственного регулирования в этой сфере. В современных социально-экономических условиях необходимы принципиально новые подходы и методы, повышающие роль государства в отрасли делового туризма и выработке механизма регулирования развития этой деятельности, основанного на принципах государственно-частного партнерства, обеспечивающего баланс интересов государства, населения и бизнес-структур. Основное противоречие в этой сфере заключается в разрыве между возрастающими требованиями к качеству услуг делового туризма и недостаточным уровнем развития его инфраструктуры. Существующее неприемлемое соотношение цены и качества услуг делового туризма разрешить существующими экономически методами, используемыми органами региональной власти, сложно, так как рынок услуг в значительной степени монополизирован и не направлен на достижение целей развития делового туризма в регионе. Под кластерным подходом в туризме понимаются сконцентрированные на территории региона различные группы предприятий – поставщиков туристских услуг (подкластеры), которые, взаимно дополняя друг друга, связанны с некоммерческими организациями и учреждениями. Примером туристского подкластера в Санкт-Петербурге является «Ассоциация малых гостиниц», являющаяся некоммерческим предприятием, объединяющим свыше 50 предприятий города, работающих в этой сфере [6]. Основные признаки, позволяющие рассматривать ее как подкластер, следующие: сетевая форма организации; взаимодействие с органами муниципальной власти; стремление к расширению сегмента туристских услуг с целью повышения конкурентоспособности предприятий. Обеспечение надежной коммуникационной связи между всеми участниками туристского кластера является основной задачей кластерной политики, влияющей на сетевое взаимодействие и развитие рынка туристских услуг в регионе. Кластерный подход имеет особенно значимый эффект. Он позволяет инициировать развитие в целом комплексе видов деятельности без масштабных государственных инвестиций и централизованных капиталовложений в рамках какого-то одного крупного проекта на территории [1; 4; 5]. Кластерный подход стимулирует развитие региона, улучшает его торговый баланс, увеличивает занятость населения и обеспечивает рост заработной платы и отчислений в бюджет. В данном подходе основным фактором является развитие внутреннего рынка региона на основе совершенствования туристкой инфраструктуры (дороги, транспорт, АЗС, отели и т.д.).

    Список использованной литературы

    1. Дроздов Г.Д. Имитационная модель управления инвестиционной деятельностью при реконструкции ЖКХ мегаполиса // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. 2009. Вып. 13. № 1. С. 31–34.
    2. Дроздов Г.Д., Чурилин А.С. Менеджмент природных комплексов России // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 1. С. 83–85.
    3. Дроздова И.В. Проблема влияния реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства на качество услуг в индустрии туризма // Hotelplan–2007: сб. трудов третьей международной научно-практич. конференции. Белград, 2007. С. 88–90.
    4. Дроздова И.В. Система показателей комплексной оценки эффективности инвестиционных проектов реконструкции городской жилой застройки // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. 2009. Вып. 13. № 1. С. 77–79.
    5. Дроздова И.В. Концепция реконструкции городской жилой застройки // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 3. С. 163–165.
    6. Шарафанова Е.Е., Дроздова И.В., Дыбаль М.А. Деловой туризм в регионах Российской Федерации: монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 195 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2