ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Организация региональных инновационных систем в условиях формирования экономики знаний

Organization of Regional Innovation Systems under Creating Knowledge Economy



О.В. Алексеева
Olga Alexeeva
aleolenka@ya.ru
аспирант кафедры менеджмента АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
candidate for PhD at the Department of Management of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina
Рассмотрены практические примеры совершенствования региональной инновационной системы. Уточнена роль вузов в формировании региональной инновационной системы. Даны рекомендации по созданию сообществ практики на региональном уровне
We consider practical examples of improving regional innovation system. The role of institutes of higher education in forming regional innovation system is specified. We offer recommendations concerning establishing communities of practice at regional level.

Ключевые слова:

  • региональная инновационная система
  • обучающийся регион
  • сообщества практики
  • Keywords:

  • regional innovation system
  • learning region
  • communities of practice
  • Обзор статьи

    В условиях глобализации и экономической нестабильности инновационное развитие российской экономики является актуальным не только из-за внешних угроз, оно продиктовано также и внутренними проблемами – неравномерное социально-экономическое развитие территорий страны. Целью развития региональной инновационной системы является построение экономики, основанной на знаниях, которая была бы способна обеспечить устойчивые конкурентные преимущества не только внутри страны, но и на мировом рынке. Инновационные системы требуют использования научных принципов для развития человеческого капитала, выделяя в качестве приоритетного направления управление знаниями [1; 2], которые включают культуру и творческую деятельность, а также обеспечение государственной поддержки. Вузы все чаще вовлекаются в решение этих проблем. Одним из ответов на сложившиеся вызовы стала концепция «обучающегося региона». Успешное развитие обучающегося региона связано с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами. Данная концепция тесно связана с моделями регионального сотрудничества в рамках «тройной спирали». Акцент в обучающемся регионе делается на местные специфические ресурсы и институты, которые могут быть развернуты для удовлетворения потребностей фирм, расположенных в регионе, чтобы помочь им конкурировать в глобальной экономике. В обучающемся регионе высшие учебные заведения являются производителями научно-исследовательских услуг, навыков рабочей силы, необходимых фирмам, а также создателями творческой и социальной среды, которая обеспечивает успех фирм, занимающихся разработкой высокотехнологичной продукции. Активы и потенциал вузов должны поддерживаться местными органами государства, которые координируют ресурсы, необходимые для глобальной инновационной сети. Согласно данной концепции, вузы и НИИ выполняют две основные функции. Во-первых, это развитие новых идей (инноваций), и, во-вторых, расширение человеческих знаний и попытка научить людей мыслить критически и творчески. В современном понимании концепций обучающегося региона и «тройной спирали» вузы выступают в качестве «инновационного двигателя». При одновременном увеличении расходов и росте спроса на образовательные услуги, услуги НИИ и ресурсы вузов со стороны промышленности, сотрудники образовательных учреждений были вынуждены выделить самостоятельные исследовательские службы для крупных фирм. Они также создали подразделения, которые получают доход от передачи технологий, лицензий и патентов. Вузы все в большей степени вовлекаются в предпринимательскую деятельность, проводя все больше научных исследований и разработок, которые когда-то были компетенцией крупных фирм.

    Список использованной литературы

    1. Антошков А.В. Теоретические аспекты управления инновациями в условиях перехода к экономике знаний // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. № 3. С. 63–65.
    2. Дю О.И. Применение менеджмента знаний при подготовке специалистов высшей квалификации в области управления // Журнал правовых и экономических исследований. 2009. № 3. С. 64–66.
    3. Acs Z.J., Audretsch D.B., Feldman M.P. R&D spillovers and innovative activity // Managerial and Decision Economics. 1994. № 15.
    4. Clark J., Huang H.I., Walsh J.P. A typology of innovation districts: what it means for regional resilience // Cambridge Journal of Regions, Economies, and Society. 2010.
    5. Lambooy J.G. The Transmission of Knowledge, Emerging Networks, and the Role of Universities: An Evolutionary // Approach European Planning Studies. 2004. Vol. 12. № 5.
    6. National Association of Manufacturers: [сайт]. URL: http://www.nam.org/Resource-Center/Facts-About-Manufacturing/Landing. aspx

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2