ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Использование теории самообучающейся организации в управлении консалтинговыми компаниями

Applying Theory of Self-Training Organization in Managing Consulting Companies



А.А. Кузнецов
Alexander Kuznetsov
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD at the Department of Economics and Management of Social Sphere of St. Petersburg State University of Economics St. Petersburg
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассмотрены факторы, обусловливающие необходимость использования теории самообучающейся организации в консалтинговом бизнесе, описаны характеристики организационного обучения
We consider factors determining the need to apply the theory of self-training organization in consulting business and describe the characteristics of organizational training.

Ключевые слова:

  • самообучающаяся (обучающаяся) организация
  • организационное обучение
  • консалтинговые компании
  • Keywords:

  • self-training (learning) organization
  • organizational training
  • Обзор статьи

    Развитие современной рыночной экономики требует постоянной инновационной деятельности любой организации, стремящейся к достижению конкурентных преимуществ. В свою очередь, формирование рынка деловых услуг позволяет достигать конкурентных преимуществ, базирующихся на использовании актуальной и достоверной информации, которой обладают как сотрудники организации, так и сторонние консультанты. Это является важным фактором становления консалтинга как отдельной сферы бизнеса в современных условиях. Базовыми условиями возникновения и развития консалтинга как самостоятельной и динамичной сферы деятельности обычно называют следующие: создание специфических технологий предоставления информации о наиболее целесообразных направлениях развития бизнеса компаниям сторонними, не входящими в штат организации, консультантами; расширение спектра методов и принципов консультирования, что формирует возможность выбора каждой компанией наиболее подходящего именно ей варианта; для сохранения конкурентоспособных позиций на рынке требуется постоянное обновление информационной среды ведения бизнеса, которая, в свою очередь, постоянно трансформируется в условиях экономики знаний и требует повышения квалификации собственных сотрудников, в том числе непосредственно в ходе трудовой деятельности. В контексте возрастающей значимости постоянного обучения персонала как существенного фактора поддержания конкурентоспособности фирмы важное значение приобретает теория обучающейся (или самообучающейся) организации. Её создателем считается П. Сенге, заявивший о данной теории в работе «Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации» [6]. Отметим, однако, что данная идея зародилась еще в конце 1970-х гг., когда Т. Питерс и Р. Уотерман сформулировали тезис о том, что лучшие компании – это обучающиеся компании [2]. Социально-экономическими предпосылками возникновения обучающейся (или самообучающейся) организации стало то, что производство информации и знаний стало превалировать над собственно материальным производством, а главной производительной силой и основным ресурсом стал квалифицированный работник, владеющий необходимой информацией и, что особенно важно, создающий новые знания. В консалтинговых компаниях, задачей которых является именно предоставление экспертных знаний потребителю, формирование самообучающейся структуры особенно актуально. По мнению П. Сенге, самообучающейся организацией можно назвать такую структуру, в которой люди «постоянно расширяют свою способность порождать результаты, которых они действительно желают; где воспитывают новые, ёмкие модели мышления; <…> и где люди постоянно учатся учиться вместе» [4. С. 101].

    Список использованной литературы

    1. Нонака И., Такеучи X. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
    2. Питерс З.Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1986.
    3. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985. С. 299–304.
    4. Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. СПб., 2001.
    5. Томпсон Л. Создание команды / пер. с англ. М.: Вершина, 2006.
    6. Senge P.M. The Fifth Discipline: The art and practice of the learning organization. N.Y., 1990. (Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации: М.: Олимп-бизнес, 1999).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2