ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности системно-процессного подхода к управлению организацией

Characteristics of System and Process Approach to Business Management



Н.Ю. Четыркина
Natalya Chetyrkina
chn05@mail.ru
доцент кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», кандидат экономических наук
senior lecturer of the Department of Economics and Quality Management of St. Petersburg State University of Economics and Finance, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются системный и процессный подходы к управлению, исследуется понятие процесса, делается акцент на применении системно-процессного подхода, позволяющего целенаправленно формировать заведомо перспективные изменения.
We consider the system and process management approaches, research the concept of "process", focusing on the application of system-process approach which allows the organization to deliberately plan long-term changes.

Ключевые слова:

  • системный подход
  • процесс
  • процессный подход
  • уровни эволюции организации
  • Keywords:

  • system approach
  • process approach
  • levels of business evolution
  • Обзор статьи

    Системно-процессное управление основывается на общей теории систем, теории информации, кибернетике, нелинейной динамике и включает в себя такие понятия, как системный подход, требующий соответственно системного мышления, и процессный подход, позволяющий вплотную подойти к проблеме улучшения деятельности, которые, в принципе, не разделимы.
    Системный подход, основанный на общей теории систем (Карл Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике – теории управления (Норберт Винер, Уильям Росс Эшби, Стаффорд Бир), сформировался в 40–60е годы XX века. В настоящее время активным направлением является системоориентированный менеджмент, разрабатываемый в СентГалленской школе менеджмента (Швейцария) под руководством Фредмунда Малика. Истоки этой школы лежат в исследованиях ее основателя Ханса Ульриха. Первым выражение «процессный подход» применительно к менеджменту использовал Джеймс Харрингтон в своих книгах «Улучшение бизнеспроцессов», а в последствии в дополненном и обновленном варианте книги «Оптимизация бизнеспроцессов» [2].
    Деятельность организации подчиняется объективно существующим процессам, которые предопределяются объективными законами и которые нельзя менять по своему желанию. Их можно лишь умело использовать. Эта роль процессов была зафиксирована в стандарте ISO 9001 третьей версии как «подход с позиций процесса» к пониманию деятельности организации. Однако не всегда достигается требуемый результат после формального оформления процессной документации изза отсутствия научно обоснованной методологической базы процессного подхода, способной охватить все стороны деятельности организации.

    Список использованной литературы

    1. Королев В.А., Стариков Н.П. Осно-вы системно-процессной теории устрой-ства и жизнедеятельности организации // Менеджмент и менеджер. 2007. № 11–12.
    2. Харрингтон Дж., Эсселинг К.С., Ван Нимвеген Харм. Оптимизация бизнес-процессов. СПб.: АЗБУКА БМикро, 2002.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2