ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О координации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации

On Coordination of External Economic Links of Federal Subjects of Russia



А.Б. Новиков
Н.А. Рагозина
Andrey Novikov
Natalia Ragozina
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор юридических наук, доцент
ассистент кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
– professor of the Department of Financial and Administrative Law of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Law, associate professor
assistant professor of the Department of Financial and Administrative Law of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассматриваются особенности действия законодательства Российской Федерации о координации внешнеэкономических связей субъектов РФ и законодательства о государственно-частном партнерстве в условиях формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Показано, что в условиях интеграции необходимо уточнить в законе понятие внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, порядок их координации, а также круг субъектов внешнеэкономических связей
We consider specific characteristics of Russian legislation concerning the coordination of external economic links of federal subjects of Russia and the laws regulating state-private partnership in the conditions of creating customs union within the Eurasian Economic Community. We show that in the conditions of integration the concept of external economic links of federal subjects of Russia should be specified as well as their range and the way to coordinate them.

Ключевые слова:

  • конституционные принципы
  • внешнеэкономическая деятельность
  • внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации
  • государственно-частное партнерство
  • Keywords:

  • constitutional principles
  • foreign economic activity
  • state-private partnership
  • external economic links of federal subjects of Russia
  • Обзор статьи

    Для понимания конституционно-правовых основ осуществления внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации необходимо четко сформулировать основные правовые понятия в свете положений Конституции Российской Федерации [1], определяющих основы конституционного строя государства. В сфере регулирования экономического взаимодействия государств основной является категория «международные экономические отношения», которая трактуется учеными неоднозначно. Понятие «внешнеэкономическая деятельность» обозначает операции, реализующие международные экономические отношения [2]. Ключевыми конституционно-правовыми понятиями в указанной сфере являются «внешнеэкономические отношения Российской Федерации» (п. «л» ст. 71 Конституции РФ) и «внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации» (п. «о» ст. 72 Конституции РФ [1]), относящиеся к различным предметам ведения в системе разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, важно выделить и систематизировать положения Конституции РФ, обусловливающие указанное различие. В международных экономических отношениях обычно отмечают два уровня регулирования – по наличию публичного и частного элементов: а) публично-правовые отношения между субъектами международного права, регулируемые международным правом; б) частно-правовые отношения между физическими и юридическими лицами разных стран, регулируемые внутренним правом и международным частным правом. Для анализа правового положения субъекта Российской Федерации необходимо учитывать еще один уровень – отношения публично-правового характера с участием публичных государственных субъектов, не являющихся субъектами международного права, регулируемые в основном национальным публичным правом [2]. Исследователями выделяется лаконичный перечень видов внешнеэкономической деятельности: 1) внешнеторговая деятельность, 2) производственная кооперация, 3) международное инвестиционное сотрудничество, 4) валютные и финансово-кредитные операции. Последние три составляющих объединяются понятием «формы привлечения иностранных ресурсов», которое выходит за рамки привлечения иностранных финансовых средств. Внешняя торговля является формой привлечения иностранных ресурсов в той части, где иностранные товары непосредственно используются для инвестиционных проектов [2].

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Рагозина Н.А. Правовой режим внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2011.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2