ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методические основы прокурорского надзора за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Methodological Basics of Directorate of Public Prosecutions Concerning Compliance to Laws Regulating Bankruptcy of Legal Entities and Sole Traders



А.В. Логвинович
В.С. Логвинович
Andrey Logvinovich
Veronica Logvinovich
a.v.logvinovich@yandex.ru
u17-lvs@yandex.ru
заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», кандидат юридических наук
главный государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, кандидат юридических наук
senior lecturer of the Department of Civil Law of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law
chief state tax inspector of the Department of Debt Settlement and Bankruptcy of the Administrative Department of Federal Tax Service of Russia in St. Petersburg, PhD in Law
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg
Анализируются предмет, цель, приоритетные задачи и направления прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
We analyze the object, the aim, the priorities and directions of Directorate of Public Prosecutions concerning compliance to laws regulating bankruptcy of legal entities and sole traders.

Ключевые слова:

  • определение прокурорского надзора
  • специфика надзора за исполнением законодательства о банкротстве
  • несостоятельность (банкротство) юридических лиц
  • несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей
  • Keywords:

  • definition of Directorate of Public Prosecutions
  • specific characteristics of supervision of compliance to bankruptcy law
  • bankruptcy of sole traders
  • bankruptcy of legal entities
  • Обзор статьи

    Предмет прокурорского надзора отражает его сущность, специфику и основные направления, поэтому его определению всегда уделялось большое внимание в теории прокурорского надзора [7]. А.Х. Казарина отмечает, что определение предмета прокурорского надзора – стержневой, исполняющий роль опоры в конструкции прокурорского надзора вопрос. От того, насколько в теории и практике будет достигнуто согласие по ключевым вопросам, зависят реальные возможности прокуратуры по влиянию на складывающийся правопорядок [6]. Как только возникало искажённое представление о предмете прокурорского надзора, так тут же прокуроры переключались на выполнение несвойственных им функций [5]. Таким образом, надлежащее понимание предмета прокурорского надзора, безусловно, требует понимания его легального определения. Предмет прокурорского надзора сформулирован в ст.ст. 21–25.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1]. В соответствии с ч.1 ст.21 указанного закона предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций [1]. Приведённое легальное определение предмета прокурорского надзора, закреплённое в Законе о прокуратуре, на взгляд некоторых авторов [7], требует корректировки, что, однако не является предметом изучения настоящей статьи. Говоря о социальной значимости надзора за исполнением законов, следует согласиться с мнением, что он оказывает наиболее заметное воздействие на общее состояние законности в стране. В общем надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов способны позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране [7]. Общий надзор обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений [8]. В рамках надзора за исполнением законов органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Специфика надзора в этой сфере правоотношений предопределяется особым статусом Федеральной налоговой службы Российской Федерации как уполномоченного органа по делам о несостоятельности (банкротстве) и коррелирующим им обязанностям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 18 февраля. № 39.
    2. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. 28 октября. № 43. Ст. 4190.
    3. Закон Российской Федерации от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. 11 апреля. № 15. Ст. 492.
    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» // Российская газета. 2004. 1 июня. № 113.
    5. Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. 151 с.
    6. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности): монография / Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ. М., 2005. 265 с.
    7. Паламарчук А.В. О некоторых аспектах прокурорского надзора за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности: научно-практич. пособие. М.: Веста, 2008. 178 с.
    8. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2008. 464 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2