ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Иерархические мультиагентные модели для управления телекоммуникационным предприятием

Hierarchical Multiagent Model for Managing Telecommunications Companies



М.И. Дли
В.В. Гимаров
И.В. Иванова
Maksim Dli
Vladimir Gimarov
Irina Ivanova
midli@mail.ru
tatiank@yandex.ru
iv_work@mail.ru
заведующий кафедрой менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, доктор технических наук, профессор
доцент кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, кандидат экономических наук
аспирант кафедры экономики и организации предпринимательства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
head of the Department of Management and Information Technology in Economy of Scientific Research Institute “MEI”, Doctor of Science, professor
senior lecturer at the Department of Management and Information Technology in Economy of Scientific Research Institute “MEI”, PhD in Economics, associate professor
assistant professor of the Department of Management and Information Technology in Economy of Scientific Research Institute “MEI”
г. Смоленск
г. Санкт-Петербург
г. Смоленск
Smolensk
St. Petersburg
Smolensk
Проанализированы основные требования к современным системам управления телекоммуникационным предприятием, выделены основные задачи поддержки принятия решений. Предложена общая схема управления телекоммуникационным предприятием в условиях нестационарной внешней и внутренней среды на основе построения иерархических мультиагентных моделей.
We analyze basic requirements to modern systems of managing telecommunications companies and identify the main problems of backing up decision-making. We suggest implementing a general control scheme for telecommunications companies in the conditions of non-stationary external and internal environment based on hierarchical multi-agent models.

Ключевые слова:

  • иерархические мультиагентные модели
  • виды изменений
  • сложные системы
  • корректировка модели
  • Keywords:

  • hierarchical multi-agent models
  • complex systems
  • types of changes
  • model correction
  • Обзор статьи

    Телекоммуникационное предприятие функционирует в условиях нестационарной внешней и внутренней среды. Для обеспечения нормальных условий его работы и принятия эффективных управленческих решений необходимо уметь прогнозировать возможные воздействия данных изменений на систему в целом. Таким образом, возникает объективная необходимость в использовании более адаптивных интеллектуальных информационных систем, обеспечивающих возможность непрерывно получать новые данные и знания и модифицировать существующую структуру и функции, приспосабливаясь к решаемым задачам и изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Таким образом, основные характеристики современных систем по управлению телекоммуникационным предприятием включают:
    - необходимость принятия решений в режиме реального времени;
    - необходимость поддержки и выбора приоритетных направлений изменений и инновационной деятельности;
    - возможность контроля изменений стратегии;
    - возможность адаптивной обработки событий в реальном времени (поломка оборудования, предложения конкурентами новых более выгодных продуктов, увольнение ключевых сотрудников и др.);
    - реализация принципа максимально экономного использования ресурсов и высокого уровня сервиса;
    - учет конфликтных интересов между различными участниками;
    - высокая зависимость устойчивости предприятия от состояния внешней рыночной среды.
    Проведенный анализ показателей динамики развития телекоммуникационных предприятий позволил сделать вывод, что в целом развитие компаний осуществляется линейно, однако выделяются участки явно выраженных провалов и экспоненциального роста. Данные резкие изменения вызваны в большей степени колебаниями внешней и внутренней среды предприятия, типичными примерами которых являются такие события, как появление нового конкурента, изменение законодательства в сфере регулирования ИКТ-отрасли, падение спроса на услуги предприятия в связи с нестабильностью на мировых экономических рынках, изменение инвестиционной программы телекоммуникационных предприятий, вывод на рынок инновационного продукта и др. Возникновение таких событий необходимо предвидеть, а также уметь реагировать на них с наименьшими для предприятия потерями, что предполагает принятие грамотных управленческих решений.
    Можно выделить следующие классы задач управления телекоммуникационным предприятием в условиях нестационарной внешней и внутренней среды:
    1. Определение направлений развития, анализ потенциальных рынков сбыта и выбор конкретных из них.
    2. Выбор стратегий проникновения на выбранный рынок, в том числе обоснование технико-экономических показателей функционирования телекоммуникационного предприятия: определение бизнес-стратегий и стратегий функционального уровня, выбор конкретных инфраструктурных решений (расширение собственных кабельных линий или аренда имеющихся в регионе каналов).
    3. Прогнозирование колебаний рыночной конъюнктуры, принятие решений, направленных на минимизацию воздействия данных колебаний на предприятие.
    4. Оценка эффективности используемых моделей, их соответствие конъюнктуре рынка, подстройка параметров модели или полная её перестройка в режиме реального времени.
    Решение данных задач в целом способствует увеличению эффективности функционирования телекоммуникационного предприятия за счет обеспечения адаптивности процессов управления к нестационарным условиям среды. В то же время принятие управленческих решений должно осуществляться с учетом взаимовлияния интересов всех субъектов рынка, так как это дает возможность не только скоординировать действия отдельных участников, но и повысить эффективность функционирования всей организационной системы в целом. Одним из вариантов решения данных задач является использование мультиагентных систем (МАС) для поддержки принятия решений по управлению телекоммуникационным предприятием.
    Мультиагентная технология – это новая программная технология, которая для решения сложной задачи или проблемы использует системы, состоящие из множества взаимодействующих агентов [3].

    Список использованной литературы

    1. Гимаров В.А., Дли М.И., Круглов В.В. Задачи динамической кластеризации // Системы управления и информационные технологии. 2005. № 1(18). С. 18–21.
    2. Дли М.И., Гимаров В.В., Иванова И.В. Динамическая мультиагентная модель регионального телекоммуникационного рынка // Транспортное дело России. 2010. № 12. C. 220–222.
    3. Тарасов В.Б. Агенты, многоагентные системы, виртуальные сообщества: стратегическое направление в информатике и искусственном интеллекте // Новости искусственного интеллекта. 1998. № 2. С. 5–63.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2