ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование клиентоориентированной модели развития предприятий сферы услуг

Forming Client-Centered Model of Service Sphere Business Development Model



М.В. Сигова
Maria Sigova
Alex_7@rambler.ru
доцент кафедры гостеприимства и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», доктор экономических наук
senior lecturer of the Department of Hospitality and Cross-cultural Communication of St. Petersburg State University of Engineering and Economics, Doctor of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Уточнены особенности понятия «клиентоориентированность». Дан анализ специфики маркетинговых стратегий предприятия сферы услуг. Предложена клиентоориентированная модель развития предприятия сферы услуг
We offer a more exact definition of client-centered approach. The specifics of marketing strategies of service sphere business are analyzed. A client-centered development model of service sphere business is suggested.

Ключевые слова:

  • клиентоориентированность
  • клиентоориентированная модель развития
  • сфера услуг
  • Keywords:

  • client-centered approach
  • client-centered development model
  • service sphere client-centered approach
  • client-centered development model
  • service sphere
  • Обзор статьи

    Клиентоориентированность предприятий сферы услуг является одним из наиболее важных и значимых элементов современной модели развития экономики. Суть такой модели в формировании на предприятии команды клиентских менеджеров – специально обученных, натренированных, знающих поведенческие и прочие особенности сегмента, с которым они работают. Эти клиентские менеджеры фактически берут на себя полное сопровождение определенной группы клиентов, формируя клиентский портфель. Таким образом формируется система обратной связи с клиентом, появляется возможность внедрить методы CRM (customer relationship management), позволяющие анализировать степень лояльности клиентов и выявлять их невысказанные запросы.
    Нужно отметить, что, несмотря на возрастающую популярность, единого определения понятия «клиентоориентированность» вы не встретите ни в одном словаре.
    По мнению некоторых специалистов, клиентоориентированность – средство, позволяющее использовать дополнительные «кумулятивные» ресурсы организации для победы в острой конкурентной борьбе [1]. Однако для предприятий сферы услуг такое определение не совсем релевантное, так как на рынке услуг работа с клиентами требует использования основных ресурсов компании, а не дополнительных, и обычно все возможные средства используются в целях повышения конкурентоспособности.
    Согласно А.А. Чубатюку, клиентоориентированный подход предполагает активное внедрение в систему управления предпринимательством философии маркетинга, маркетинговой концепции и инструментария. Быть клиентоориентированным – значит все свои решения оценивать с точки зрения их влияния на изменение удовлетворенности потребителей. Клиентоцентричная компания – это компания, вся система управления которой нацелена на достижение важнейшей цели – повышение удовлетворенности потребителей [8. С. 9].
    Данное определение, по мнению автора, наиболее близко подходит для создания клиентоориентированной модели развития предприятия сферы услуг. Для предприятий сферы услуг клиентоориентированность означает принятие маркетинговой философии управления, когда все решения оцениваются не только с точки зрения их прибыльности (выгодности) для организации, но и с точки зрения влияния на удовлетворенность потребителей (клиентов) организации и на достижение их лояльности. В сфере услуг очень часто предприятие переносит акценты в системе управления с решения своих индивидуальных задач на решение проблем клиентов. При этом под клиентами понимаются не только потребители услуг, но и работники компании и представители компаний-партнеров. Клиентоориентированность, таким образом, становится формой корпоративной культуры и внешних взаимосвязей организации. Недостаточно просто изображать клиентоориентированность компании, надо уметь управлять обратной связью с клиентами, ожиданиями клиентов и позиционировать свою компанию и предоставляемые услуги как элементы стиля жизни.

    Список использованной литературы

    1. Клиенторинетированность // Бизнес без серости: блог Э. Колотухина. URL: http://eduardk.livejournal.com/93553.html (дата обращения: 12.04.2012)
    2. Материалы лекций А.В. Арно // Андрей Арно – КонсалтингТренинг. Коучинг-Маркетинг. Развитие бизнеса: [сайт]. URL: http://www.andrey-arno.ru/services/consaltingcentr/consalting (дата обращения: 12.04.2012)
    3. Чубатюк А.А. Теория и методология формирования клиентоориентированного предпринимательства. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2