ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности инновационной деятельности в сфере образовательных услуг

Characteristics of Innovation Activity if Educational Services Sphere



Н.Ю. Четыркина
Natalya Tchetyrkina
chn05@mail.ru
доцент кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», кандидат экономических наук
senior lecturer of the Department of Economics and Quality Management of St. Petersburg State University of Economics and Finance, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются вопросы, связанные с инновациями в сфере образовательных услуг. Анализируются факторы, определяющие инновационную деятельность, инновационный потенциал и инновационную активность интегрированного комплекса «СПО–ВПО»
We consider issues connected with innovations in the sphere of educational services. Factors determining innovation, innovative capacity and innovation activity of an integrated complex of "secondary vocational education – higher professional education" are analyzed.

Ключевые слова:

  • инновационная деятельность
  • инновационный потенциал
  • инновационная активность
  • интегрированный образовательный комплекс «среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование» («СПО–ВПО»)
  • Keywords:

  • innovation
  • innovation capacity;
  • innovation activity
  • integrated educational complex of "secondary vocational education – higher professional education"
  • Обзор статьи

    Инновационная концепция управления организациями, в том числе и учреждениями профессионального образования (ПО), является наиболее прогрессивной, именно эта концепция позволяет наилучшим образом соотносить интересы самого образовательного учреждения ПО и интересы потребителей и общества в целом. В условиях насыщенного рынка с высоким уровнем конкуренции для российских учреждений ПО исследование факторов инновационной среды является объективной необходимостью.
    Инновационная деятельность в учреждениях ПО, с одной стороны, осуществляется согласно запросам общества и государства для достижения качественного образования, с другой стороны, формируется в соответствии с нормативными документами, принятыми в РФ, в том числе Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года; Стратегией развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года и др.
    Диапазон инноваций в профессиональном образовании представлен достаточно широко, к ним относятся:
    ● результаты исследований и разработок, передаваемых для внедрения и применения в производство;
    ● новые формы обучения;
    ● тесное интеграционное взаимодействие с научно-промышленным комплексом и использование материальной базы предприятий для сокращения периода адаптации выпускников, приходящих на производство;
    ● новые учебные программы, технологии и т.п.;
    ● модернизированные структуры управления, новые формы функционирования и финансирования образовательной деятельности;
    ● новые системы оплаты труда [4; 10].
    При формировании методологической основы инновационного управления в раз-резе рыночных изменений в России важно определить состав факторов, определяющих инновационную деятельность, инновационный потенциал и инновационную активность интегрированного комплекса «СПО–ВПО» (среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование), что позволит идентифицировать ряд значимых аспектов, обусловливающих его инновационное развитие. Это, прежде всего, инновационная среда образовательной системы, которую образуют следующие элементы (объекты и отношения):
    ● юридические и физические лица, а именно: создатели новшеств (инноваторы), субъекты нововведений (заказчики), предприятия-изготовители новой техники, инновационные посредники, инвесторы, государство и потребители новшеств;
    ● совокупность законодательных норм, формальных и неформальных правил, влияющих на взаимодействие между ними.

    Список использованной литературы

    1. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно экономический аспект. М.: Экономика, 2003.
    2. Баранова И.В., Черепанова М.В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза // Сибирская финансовая школа. 2006. № 4.
    3. Жиц Г.И. Инновационный потенциал высшей школы: параметры. Саратов: Изд-во СГТУ, 2001.
    4. Инновации – Конкурентоспособность – Лидерство: сборник докладов. Челябинск: Восточные ворота, 2008.
    5. Инновационная деятельность вузов: принципы и механизмы образования (Национальный проект «Образование») // Высшее образование. 2006. № 5.
    6. Место инновационного университета в новой экономической системе, основанной на знаниях / Д.Б. Рыгалин, С.Е. Зайченко, А.В. Микитась, А.В. Леонтьев, Т.Ю. Стельмах // Инновации. 2006. № 7.
    7. Предпринимательский университет – новый тип высшего учебного заведения // Экономика образования. 2005. № 3.
    8. Экспертный экономический канал «Открытая экономика»: [сайт]. URL: http://www.opec.ru (дата обращения: 12.04.2012)
    9. Евростат: [сайт]. URL: http://www.epp.eurostat.ec.europa.eu (дата обращения: 12.04.2012)
    10. Онлайн-сервис «ОЭСР iLibrary». URL: http://www.oecd-ilibrary.org (дата обращения: 12.04.2012)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2